Глава шестая Иперборейский удар
Князь Владимир
Настоящее его имя Вальдемар. Внебрачный сын Киевского конунга Святослава. Того самого Святослава, который остался в народе «воинствующим». Который разгромил, как считается в официальной истории, - Хазарию. И подарил печенегам кубок для питья. Владимир - внебрачным его сыном. Мать, будущего крестителя Киева звали Маклуша (Малуша), она была «служанкой пре бабке Ольги», наложницей Святослава.
Возмужавший юноша предлагает руку и сердце дочери Полоцкого князя Рогволода. Рогнеда, дочь князя, отвергает сделанное предложение, - «Не хочу разуть сына рабы», прозвучало из ее уст. Низость социального положения по матери мешает сыну Маклуши женится на княжеской особе. Исход этого дело, «норманна» приводит в ярость. Вальдемар решается на отчаянный поступок. Он со своим дядей Добрынею уходит в Швецию, где набирает дружину для реванша. После, с дружиной варягов-норманов завоевывает Полоцк, убивает князя Рогволода, его сына, и насильно женится на Рогнеде. Дальше, жертвой становится сидевший на Киевском столе его сводный брат Ярополк: «когда Ярополк вошел в шатер, два прятавшихся там варяга пронзили его мечем». Н.Костомаров отметил: «летописи изображают его жестоким, кровожадным и женолюбивым».
Где Вальдемар принял крещение, это по сегодняшний день является загадкой. О том, что он «укрепился в Киеве с помощью чужеземцев-скандинавов, называемых у нас варягами, и роздал им в управление города, откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дань с жителей», нам известно. После принятия крещения, женой Владимира стала византийская принцесса. Звали ее Анна. Дедушка принцессы: Константин Порфирородный; бабушка, - дочь легендарного Романа Лекапена, - Елена. Отца ее звали Роман. Мать, Византийская принцесса Феофана.
Которая была «низкого» происхождения, но женщиной отважной и смелой. В двадцатилетнем возрасте вступившая на престол. Историки предполагают, что, она приложила руку к смерти своего тестя, и своего мужа Романа. «И от брака с этой гнусной женщиной, - пишет Гиббон, - Роман имел двух сыновей, Василия II и Константина IX, и двух дочерей, Феофану и Анну». Братья-сироты, одну свою сестру выдают замуж за Киевского князя Вальдемара, другую, Феофану, за Оттона II. Чтобы Византия жила в спокойствии, они приносятся в жертвы.
* * * «Было выражено много остроумных и глубоко придуманных соображений, - пишет Ф.Успенский, - чтобы комбинировать и поставить во внутреннюю связь эти две группы фактов… К сожалению, все домыслы могут иметь характер лишь субъективного мнения, более или менее выражающего настроение писателей, и никакая догадка не в состоянии закрыть дебаты по вопросу о том, где и когда крестился Владимир, пока счастливая случайность не откроет какой-либо новый текст на греческом или арабском языке».
Но вопрос не в этом. Это не главное. Владимир русский князь, основоположник Киевской Руси. И как бы о нем не писали, что бы не говорили, - победителей не судят. В истории он остался крестителем Руси, мужем Византийской принцессы Анны, и Святым.
Басилий - Василий
Греческое имя Василий, происходит он древнетюркского слова «vasijjat», что означает в переводе – «завещание», «завет», «распоряжение». Древние тюрки управляющего называли «Басиль» (Возможно здесь корень «бас», - стой, вставай). В переносном смысле: «крепко держащий в руках». Слово «иль» - страна, государство. «Крепко держащий государство в руках». Людовик II, в своем письме Василию I написал следующее, «…кроме тебя, не имеют права называться императорами (василевс), разве только предать уничтожению кодексы всего мира, в которых значиться, что начальствующие у всех народов с самых древних и до новейших времен назывались василевсами», и определил этимологию. Откровения Людовика ценны не только тем, что он указывает своему оппоненту место в правительственной иерархии, но и тем, что он подсказал национальную принадлежность самого слова.
Я немножко отклонился от главной темы, но история Византии проливает свет на дальнейшие события страны Дешт и Кипчак. Многое ставит на свои места. Речь пойдет о Василии, крестителе Владимира. Кем же был креститель Владимира, - Византии Император Василий?
Знаменитый Константин Порфирородный был его дедушкой, Елена бабушкой. Их сын Роман взял в жены девушку по имени Феофана. От этого брака родились дети: Василии, Константин, Феофана, Анн. Об этом, выше уже писалось. Но был ли он от них? Жена Романа, знойная женщина Феофана, отравившая сначала тестя потом и самого Романа, оставшись с маленькими детьми, находит для себя руку и сердце храброго генерала. Им оказался отважный Византийский полководец Никифор Фока, герой взятия острова Крит. Заговор, устроенный «гнусной женщиной» приводит его к смерти.
Этим убийством, кровью намочил свои руки следующий фаворит Феофаны, Лев Армянин (Иоанн Цимисхий). В планы Цимисхийна не входило стать мужем этой коварной женщины, его влекло царствование, правление государством. Но, - чтобы стать императором, он должен был отречься от «распутной женщины», это было условием поставленное патриархом церкви. И он принимает его. Мать четверых детей изгоняется из дворца. И, наследники остаются на попечении нового императора, Льва Армянина. Иоанн Цимисхий в истории Византии остался спасителем отечества, он воевал на Дунае на Тигре… Отличился победами над русами и саранцами. Но, умер не в битве, как предполагают, - был отравлен. Травля императоров в Византии, это в ее традициях. В последующем, эта традиция перейдет и на Русь. Там, неизвестная болезнь постигнет многих правителей.
Возмужавшие сыновья Романа постепенно начинают избавляться от претендентов на трон. От своих отчимов. Первым пал министр, который занимался их воспитанием. Следующие: два азиатских генерала «утратили свою бодрость духа». Одного пронзила стрела, другого заковали в цепи. И Василий был признан властителем Константинополя. Который, свой путь правителя начал войной с Болгарами. Но расшатанная дисциплина в греческой армии была приведена в порядок, улучшена боевая подготовка. Новые правила при Василии, отразились негодованием подданных. По натуре он был «человек мелочный и жадный, воины ненавидели его за хищничество». В народе его прозвали «Болгаробойцом».
Интересную характеристику дал ему Ф.Успенский, он пишет: «По отношению к Василию II, который по характеру своему принадлежит к наиболее резко очерченным фигурам между византийскими царями, до сих пор представляется загадкой… Если бы сохранилось больше сведений… то, может быть внимательный наблюдатель и нашел бы объяснение для выработки характера Болгаробойцы…».
В чем тайна «резко очерченной фигуры»?.. Тайна в следующем. Василий рожден был от болгарина, в жилах его текла тюркская кровь. Он из рода тюрков. Эту тайну поведал нам Э.Гиббон. «На прощанье она проявляла неистовую и бессильную ярость, обвиняла своего любовника в неблагодарности, оскорбляла на словах и била своего сына Василия, стоявшего с безмолвной покорностью перед своим старшим соправителем, и призналась в своих собственных прелюбодеяниях, объявив этого сына незаконнорожденным (Выделено мной)». Следует заметить: «стоявшего с безмолвной покорностью», - это отличительная черта тюрка! Историк Пселл подчеркнул характеры братьев: «…но были различны нравов… И не оба они были носителями царской власти, - о Василии пишет – и казался всегда добрым и вдумчивым… он представлялся угрюмым и мягким по нраву, раздражительным и не легко отходчивым, умеренным в образе жизни и всегда избегавшим роскоши…». Свою жизнь закончил Василий, обратившись к богу, носил одеяние монаха, жил отшельником.
Ну, а, как и где проходило крещение русского князя и его женитьба на сестре Василия, остается исторической загадкой. Никому это неизвестно. «Царствование обоих братьев было самым продолжительным и самым темным (Выделено мной) во всей византийской истории»,- отметил английский историк Гиббон. Чтобы рассмотреть эту «самую темную» историю, надо заглянуть в тайные кабинеты города Константинополя. Заглянуть в Византийский двор. Здесь, без преувеличения стоит заметить, положение выглядело не в их пользу. Империя рушилась на глазах… Упадок происходил не только на полях сражения с соседями, но и в самом управлении. Дворцовые интриги, внезапные смерти императоров, низость нравов, блуд… казалось бы, вот-вот приведут к кончине детища Константина Великова.
Испанцы и Французы, уже в седьмом столетье поставили под сомнение свойство «Святого Духа», откуда он (Иисус), от Святого духа, или Сын родился от Отца, или Отец от Сына?.. Эти теологические споры велись в Римской Империи со времен Константина. Со времен Никейского Собора. Греки и Латиняне не видели себя в глазах соседей, они теряли моральный облик. Дело доходило до того, что каждый для себя начинал создавать религиозные каноны, нарушая тем самым условия Никейского собрания. Нарушались апостольские заповеди. …Две общины христианского мира начали ссориться друг с другом. Владевшая «философией и богословием» хотела быть первой, и главенствующей…
Дела с западной церковью - осложнились У Греков, каждый новый монарх, подчинял духовенство себе. Приказ императора не обсуждался. Подчинялись каждому его слову. Римляне накладывают на священников обязанность безбрачия, у греков можно было сожительствовать с женой. Римские священники стали брить лицо. Крещение: однократное погружение в воду. Со стороны папы шли лживые обещания помощи. Надвигался раскол. Религия превращалась в политическую деятельность. В азартную игру.
Но к десятому веку эти распри быстро забылись. Даже забылись споры о Святом Духе. Что же случилось? А случилось то, что на территории центральной Европы появились - пираты. Историк написал: «В эту бедствующую эпоху девятого и десятого столетия Европа страдала от тройного гнета, с севера, востока и юга; норманны, венгры и сарацины нередко по очереди опустошали одну и ту же местность».
В ту эпоху, это страшное явление назвали - «Варягами». Сегодня о них написаны сотни книг, в истории они остались «норманнами», «скандинавами»… с той лишь разницей, что, северо-западных называли викингами, а восточно-европейских варягами. «Норвежцы рано, в VIII веке, начали прощупывать западные маршруты. Их первые разведчики появились в регионах, не имеющих письменной истории, архипелагах к северу от Шотландии, где, как предполагают археологи, колонизация могла начаться до 800 года», - пишет французский ученный Л.Мюссе, на мой взгляд, объективно раскрывши эту тему. Они оставили свои следы в рунических надписях XI века, и в скандинавских сагах…«Их превосходство по оружию, дисциплине и приобретенной славе внушали туземному населению и страх, и уважение» Финские племена, жившие на берегах Ладожского озера платили им дань «шкурами белых белок и прозвали их варангами, или морскими разбойниками».
* * * Во французском языке слово «farouche» означает, - дикий, свирепый, ожесточенный, яростный. В английском: «worry» - беспокойство, волнение. В турецком языке слово «vur», это: избиение, убивать, грабить, присваивать. Византийцы этих викингов окрестили «росами»; арабские хронисты назвали их «варягами». И почему-то только в России, они являются - синонимами добра.
Русы -Урусы
Они были мореплавателями, превосходно строили корабли и отлично владели навигацией. Технологии морского строительства довели до уровня превосходства. Даже существует версия, что они открыли Исландию, Гренландию, и Американский материк. Их корабли обладали ограниченной вместимостью, легко управлялись, и не нуждались в пристанях. Судна двигались «как под парусом, так и на веслах, с достаточно небольшой осадкой, что позволяло подниматься очень высоко по реке и с легкостью вытаскивать его на сушу, на отлогом берегу». Оружием викингов были «боевые секиры», «длинные обоюдно острые мечи», «копья», «луки». Оборонительным оружием были «круглые деревянные щиты» раскрашенные в яркие цвета. Во время морских путешествий крепились к бортам кораблей. Металлические шлемы и кольчуги носили только вожди.
Каждая армия (Liph) имела военачальника (Cidhs Forugi). Подчиненные были связанны особым обрядом (клятвой). В варяжских дружинах царило товарищество, и прославление в случае смерти своим товарищем на родине. Преимуществом этих «гребцов» была вода. Вода основной источник прибыли. Правила были пиратские: - «захват добычи или рабов, занятия земель или получение контроля за товарообменом». У выходящих в море были свои «законы армии» («король моря» - вождь): четкая дисциплина; правила раздела добычи…
* * * Патриарх Константинополя Фотий, которому не раз приходилось сталкиваться с ними, оставил отчаянные строки: «Откуда разразился над нами этот иперборейский и страшный удар громовый!.. где-то вдали от нас живущий, варварский…». («Гипербореи» - в греческой мифологии, народ, прибывающий в вечном блаженстве. В переносном смысле: страна севера, страна-легенда.)
* * *
Этих смелых скандинавских разбойников, пришедших на земли кипчаков Киева, назвали - «Русами» («Урусы»). А то, что обозначает это слово, до сих пор никому неизвестно. Ученые уже несколько веков решают этот загадочный вопрос. Спорят. Но память о себе эти «farouche», - оставили надолго. Их отвага не имела границ. Многие европейские народы содрогалась от одного только этого слова (Урус). Об этом можно судить по сегодняшним европейским словам. По следам, которые они оставили.
Французам и англичанам они запомнились хитрыми, идущими на любые уловки (Ruse). Франкам досталось также и слово «rush» – рывок. А храбрость и подвиг означает – Prouesse. Британцы назвали их своими. Латиняне пришлых с холодных земель, назвали медведями (Ursus, Ours). Ну а в немецком языке слово - «Rusting», - это вооруженный человек («Rustung», - вооружение, оснащение, оружие, доспехи, лес). Вот он, след прошлого.
* * * Сегодня в хакасском языке оно звучит как «Орес», в татарском «Урыс». Это, - определение русского этноса. В древнетюркском словаре есть слово «urus», - в значении драка, сражение. Корень «ur» - бить, ударять, выбивать. В XIX веке в России появляются имена с присутствием этого древнего корня: Рустам (мужественный, храбрый военачальник), Руслан (становиться смелым, храбрым). Не отсюда ли они?
Русский ученый Василии Ключевский написал: «Русь в X в. – термин не этнографический и не географический, а социальный, обозначавший господствующее сословие. До сих пор не объяснено этимологическое происхождение этого слова. Под таким именем знают господствующий класс на Руси византийские и арабские писатели X в. …русью стали зваться, по приданию «Повести», вооруженные разноплеменные соратники Олега, вместе с ним занявшие Киев». Но существует еще и другое значение этого слова. Слова «ор», «уру» по-тюркски это: - грести, раздвигать. «Орус», «Урыш», - «грёбши», «раздвигающий», «гребец». («Урыб», «орыб» - раскалывать, разрубать.) …Возможно, это и стало этнонимом. Прозвищем морских пиратов. «Гребцы». Об их воинских достоинствах осталось единодушное утверждение: «Русы – мужественные и смелые. Когда они нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях».
* * * Большой словарь русского языка, норманнов к Руси не причисляет, там есть только «Норманнская теория». Направление в историографии. Д.Н.Ушаков, норманнами почему-то назвал германцев, - «заселявшие Скандинавию в Средние века». В.И.Даль в своем словаре, это слово обошел стороной. Понятно, по какой причине. Древни источник сообщает: «имаху дань варязи, изгнаша варязи за море, от тех прозвася Русская земля».
Рурук (Hrёrekr)
Одним из «королей моря» был - Рюрик. Л.Н.Гумилев двусмысленно отметил: «Кажется, у него были связи с южной Прибалтикой. Он якобы ездил в Данию, где встречался с франкским королем Карлом Лысым». О чем была беседа, - неизвестно. Но, судя по его дальнейшим действиям можно предположить. Л.Мюсе пишет: «Превосходство западного оружия было общепризнанным: в IX и X вв. скандинавы, нажившиеся на своих набегах или торговых операциях, в множестве импортировали превосходные франкские мечи мастеров Ульфберта и Ингелри, которые, безусловно, работали в рейнском регионе; запреты на вывоз оружия, издававшиеся франкскими королями и церковными соборами, пропадали втуне». Почву для Владимира готовили заранее. Ведь вторжение «русов» в Новгород, подпадает годом крещения Богориса в Болгарии.
* * * Здесь стоит заметить, Рюрик не простолюдин, он человек голубых кровей, он из рода Балтов. Его далекие корни уходят на Алтай… Стал бы франкский король принимать у себя пирата? Биография и боевые подвиги Рюрика описаны в диссертации Т.З.Бэйра, «который посвятил свою жизнь и свои труды службе России». Почему же у него царские корни? Когда-то Атилла, царь гуннов, со своим братом посетил этот полуостров. Встретил там племена, вооруженные топорами. Топоры против «шашек» были бессильны. (Слово «Балтика» происходит от тюркского «балта», что в переводе означает – топор, секира.)
В 862 году Рюрик захватывает власть в городе Холмграде (Новгород). Вспыхнувшее там восстание против захватчиков, под предводительством Вадима не приносит результата. После убийства предводителя, Рюрик раздвигает свои владения. Постепенно, подчиняя местных жителей, финно-угров и балтов. Создает свое маленькое государство. «И от того времени начаша княжити первый великий князь Рюрик». Оставив сына по имени Ингвар (Игорь), в 879 году Рюрик умирает. По случаю малолетства наследника, власть принимает «военный вождь», со скандинавским титулом «Хельги». Начинается прелюдия к прибиванию «щита на стену Царьграда». Знаменитый путь «из варяг в греки». И события развиваются молниеносно. Варяги, под предводительством военного вождя Хельга (Олега), по реке Ловать, затем по Днепру подходят к Киеву. И 882 год становится для Аскольда и Дира не только последним годом их правления в Киеве, но последним годом их жизни. Переговоры за стенами города с варягами приводят их к смерти. Отважные скандинавские пираты, окрещенные «русами», захватывают город. И Олегом произносятся слова, которые в последующем войдут во все исторические книги мира: - «Се буди мати градом русским».
* * * Государство (Россия) с тысячелетней историей до сих пор не знает, что означает слово Киев. Славянам это неизвестно. В древнетюркском языке слово «qew» («qev»), означает – счастье. (Татарское: «кэеф», это – настроение, настрой, счастье.) Раньше на Руси поговаривали «Уроком дающю Кыеву две тысячи гривен от года до года, а тысячю Новгороде гридем раздаваху». Еще: «Язык до Киева доведет, всего доспросишся; и до кия, до побоев». Опять здесь пахнет тюркизмом.
Захват Рюриком земли Украины имеет свою предысторию. Германские источники рассказывают следующее. Рюрик (Hrorekr Raungvanbaug) происходил из скандинавского рода Скьелдунгов. Его отец, по имени Людбрант Бьёрн, в 786 годах, был изгнан из Ютландии и стал вассалом Карла Великого, от которого получил в лен Фрисландию. Людбрант Бьёрн женился на девушке по имени Умилие, дочери ободритского князя. Ободриты (Бодричи) это союз племен полабских славян, обитавшие в нижнем течении Лабы (Эльбы). Дочь князя «нижнего течения Лабы», родила ему двух сыновей. Старшего: Горольда (Харальд), и младшего Рюрика.
Принц Горольд, живши в южной Ютландии (современная Дания), в 814 году был изгнан из своей родины. Его приютили в Германии. От Людовика I, Благочестивого, он 826 году в Ингельхайме около Майнца вмести со своим родом принимает крещение. Становится христианином. Горольду, сын Карла Великого «дал в Фрисландии провинцию Рустринген в качестве подчиненного империи ленного владения». «По смерти брата этот лен достается Рюрику, но в 843 году лен переходит к Лотару». «Эта провинция сделалась колыбелью морских разбойников».
Родственник Горольда Рюрик, оставшись не у дел, в 850 году возглавив дружину русов-гребцов, «стал опустошать приморские провинции Франции». Грабить побережья Англии, устья Рейна, Фрисландию… Лотарь склонил его к отступлению, прибавив Дюрштадт к находившейся под его властью провинции. В 851 году «Рюрик вошел в устья Темзы с 350 кораблями, ограбил Кентербери и Лондон, но был разбит, и его армия была почти совершенно уничтожена Этельвульфом при Оклее, в Суррейской провинции».
Собранная в последующем армия начинает свои походы в другом направлении.