Глава пятая Тайные кабинеты
Иваны
История Булгар Поволжья сложнее, чем история русских. Историография здесь стоит верх дном. Волжский татарин свое древнее прошлое не знает в принципе, и принципиально. …Это: - Казанское Ханство, или – Булгары? Слово «татарин» - гордость или призрение. И с XIII века идет отчет времени. Хан Батый, со своей ордой, его прапрадедушка. Сегодня, кроме всего этого, пожалуй, и не сможем ничего рассказать. Что означает слово «татарин», и что было до прихода «монголов» нам неизвестно! Одним словом - Иван! Волжский Иван - не помнящий родства.
Во времена Петра I, в Россию приезжали заморские гости, кто по делам государственным, а кто в поисках прописки. Их удивлению не было предела, - житель Московии не знал практический ничего. Большинство не умело писать: науками не владели, ну а говорить о знаниях своего прошлого - даже не стоит. Мужик был темен. Европейцы дали точное определение – «Иван, не помнящий родства!». Здесь не важно когда именно возникла это поговорка, тогда или чуть раньше. И высказывание это, к человеку по имени Иван не имеет никакого отношение. Оно обращено к тем, кто не помнит своих предков, кто не знает историю своего народа. Не помнит родства…
Автор книги «Etoile Polaire» Виконт Де Арлякур заметил: «Русские, которых вы спрашиваете и которые вводят вас в заблуждение, делают это обыкновенно по незнанию, для насмешки или по расчету; первые обманывают добросовестно, ибо сами верят в то, что сообщают; или кажется забавна доверчивость любопытного; наконец последние обманывают из патриотизма, почитая необходимым для блага своего отечества не сообщать путешественникам верных о нем сведений». Это наблюдение человека со стороны, который дал беспристрастную оценку россиянину. Историк К.Н.Бестужев-Рюмин написал следующее, - «В новой Руси иностранцев принимали с распростертыми объятиями, но те, с которыми они сближались, по большой части стыдились невежества своего народа, им мало известного, и старались выдавать себя за образованных европейцев».
А вот что заметил французский путешественник А.Де Кюстин, побывавший в России в первой половине XIX века. Он описывает красоту русской женщины: «Краска проступает у них сквозь кожу, отличающуюся прозрачностью и необыкновенной нежностью. Прибавьте к этому зубы ослепительной белизны и – большая редкость - прелестные, поистине античные линии рта. Но глаза, по большей части голубые, имеют монгольский разрез и как всегда у славян, смотрят плутовато и беспокойно». Увиденное в этой стране заставляет его написать следующее - «Я уже говорил и повторяю еще раз: русские не столько хотят стать действительно цивилизованными, сколько стараются нам казаться таковыми. В основе они остаются варварами». Что тут сказать? Каждый, приехавший в чужую страну, видит для себя там варвара. Для француза русские варвары, для русского варвары французы. А что касается «цивилизованности», - то тут можно поспорить.
О том, что существовало государство «Волжская Булгария» историкам известно давно. Это - историкам! А потомки этого государства о нем ничего и не знают. Возьму на себя смелость сказать, - и не хотят знать! Так удобнее жить. Легче быть - «непомнящим». Официальная история утверждает, что Булгары приняли веру в 922 году. Вера эта называется - «Ислам». То есть, если придерживаться этой трактовки, современные татары Поволжья, мусульмане с X века. Да, - в сегодняшней Татарии основная религия Ислам. Есть мечети, духовенство… Все удобно сложилось, - тысячелетняя мусульманская культура.
Тайные кабинеты
В первой половине XX века, в Боннском университете открывают Восточные семинары – «международный научный центр». Обуславливается это интересом ученых к древней истории востока. Туда привлекаются востоковеды со всего мира. Одним из ведущих специалистов семинара, становится Кале.
* * * Пауль Эрик Кале (1875-1965). Уроженец восточной Пруссии. Прослужил шесть лет лютеранским пастором в Каире. Преподавал в Университетах Германии, в 1923 году стал руководителем восточного семинара. В Оксфорде получил докторскую степень по философии и по теологии. Написал двадцать семь научных трудов.
Кроме всего прочего, Европу заинтересовала история «древнего хазарского государства». Заинтересовался этим и П.Кале. По этой теме, возникает ряд ученых-историков. Появляются ученики лютеранского пастора. Один из них, Д.М.Донлоп пишет «Историю иудеев - Хазар». Но, Бельгийский историк Анри Грегуар публикует статью, где ставит под сомнение источник «Хазарские переписки». Полемика по «хазарскому вопросу» накаляется докрасна. Задача стояла - создать государство с религией. И начинается работа по поиску «иудаизма» у древних хазар. Нашли ли они иудаизм?.. На этот вопрос, любой современный историк вам ответит! Издательством Принстонского университета в 1954 году выходит в свет книга «История иудеев Хазар», и подлинность «Хазарской переписки» доказывается. «Таким образом, двумя главными апологетами хазарского иудаизма стали добросовестные протестанты-северяне». Другим учеником П.Кале, - стал Зеки Валиди.
* * * Ахмед Зеки Валиди Тоган родился в Башкирии. Учился в Казанском университете. Вел научную работу в Петербургской Академии Наук. Состоял в Российской Думе. В первую мировую войну создает Башкирское войско. Входил в «Комитет Шести» (Ленин, Сталин, Троцкий…). Жил в Персии. Работал советником министра в Анкаре. Преподавал (профессор) турецкий язык в Стамбульском Университете. В Вене защитил докторскую диссертацию. Почетный профессор Боннского Университета. (Тюрк: «туган» - родня, родственник.)
Этот человек был не из Западной Европы. Он был родом из России, с Урале. В 1924 году в Акаре, Валиди (при М.Камале) становится советником министерства образования. Когда в Турции начинает процветать «пантюркизм», профессор турецкого языка Стамбульского университета выходит в отставку. Когда «от Стамбульских профессоров потребовали, что бы они учили своих студентов, будто вся мировая цивилизация происходит от тюрков», тогда, З.Валиди переезжает в Европу. И в Вене плотно берется за дело по изучению средневековой истории… По характеристике А.Кеслера: «Это был настоящий ученый, человек обширной эрудиции, всегда готовый учиться, сотрудничество с которым всегда было очень плодотворным». Жизненный путь З.Валиди сродни с походами древних завоевателей. Очень обширная биография!
На чем здесь следует акцентировать свое внимание, так это: - блестящая защита докторской диссертации по теме «Путешествие Ибн-Фатлана к северным болгарам, тюркам и хазарам». И как замечает Артур Кеслер, «арабский текст которого сам обнаружил в Мешхеде». Здесь, само название научной работы вызывает предельный интерес: «…болгарам, тюркам и хазарам». Прослеживается скорее геополитический аспект дела, чем научный, ведь: болгары, хазары, это - этнические тюрки. Почему же это важно для рассмотрения темы? Потому что, «Записки Ахмеда Ибн-Фадлана», - это единственный в мире источник, который взят за основу принятия Веры в X веке Булгарами. Больше никаких документов нет! Традиционно считается: «единственный известный список «Записки» Ибн-Фадлана был обнаружен востоковедом А.З.В.Тоганом в 1920-х годах в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран)». И еще: современная наука сожалеет «что конец рукописи отсутствует, причем неизвестно, сколько листов не хватает».
* * * В 1937 году фотокопия Мешхедской рукописи была передана в дар Академии Наук СССР от правительства Ирана. А.П.Ковалевский подготавливает издание на русском языке. В 1956 году производится дополнительная переработка русского издания.
Существует версия, что это не иначе как подделка, умело изготовленный памятник. Но повторяю: - это лишь версия. Взглянем на интересные моменты: - З.Валеди сам находит, сам переводит, сам же блестяще зачищает докторскую диссертацию. Для одного человека, пожалуй, многовато.
В Боннском университете «добросовестные протестанты-северяне» активно сочиняют историю средневековья. Сначала, ими доказывается подлинность «Хазарской переписки», и тем присуждают древним хазарам религию. После и древние Булгары получают «Веру». Сын Башкирского народа находит затерянную правду. И тем самым латает брешь в стене древней истории Булгар. Интересного много!..
* * * «Хазарская переписка», - это письма Хасдая с Иосифом. Первая «рукописная» версия хранится в библиотеке колледжа Церкви Христа в Оксфорде. Первая «печатная» версия содержится в еврейском памфлете «Кол Мебашер». Была напечатана в Константинополе примерно в 1577 году И.А.Акришем. Хранится в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде.
Ибн-Фадлан
Восточные источники, материалы, российским историкам были известны еще в XIX веке. Они были им доступны. Например: С.М.Соловьев, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский и многие другие руководствовались ими в своих научных работах.
Кратко приведу некоторые из них. В сокращениях доходит «Книга путей и государств», автор Ибн-Хордодба. Этот источник X века сообщает торговые отношения с Русью. Язидат-Табари (839-923), преподаватель богословия и права в Багдаде, оставил «Историю Царей». Али Ибн-Хусейн (957) путешественник и энциклопедист написал сочинение «Золотые луга». Абу-Исхак аль-Истахру аль-Фарси принадлежит «Книга Климатов». Багдадский ученный в 977 году написал «Книгу путей и государств», имя его Ибн-Хаукаль. Ибн-Ал Надим, которого считают отцом истории и литературы древнего востока, написал «Книгу росписи наукам», в ней есть упоминания о письменности Руссов…
Во второй половине XIX века, - как пишет историк К.Н.Бестужев-Рюмин, - находят «драгоценный восточный источник для древней истории России». Это Ибн-Дост (Абу-Али-Ахмед Бен Омар), писавший около 903 года. Сочинение его рассказывает этнографию народов, населявших тогда территорию современной России. Есть позднейшие авторы. Ибн-Батута (Абу-Абдолах-Магоиет 1302-1377), путешественник, объехавши Азию от Китая до Суматры. Так же: Якут Бен-Абдалах, Ель-Андализи, Казвини, Димешки, Абдульфед, Бакуви и многие другие.
* * * Этот список я привел из книги К.Н.Бестужева-Рюмина (1829-1897) «Русская История». В 1851 году закончил Московский университет; историко-филологический факультет. Профессор русской истории Петербургского университета. Докторская диссертация: «Состав русских летописей до конца XIV века». Член Археографической комиссии и Географического общества. Академик Петербургской Академии Наук. Труды: «Крещение Руси…», «Владимир Святой…», «Князь Владимир Всеволодович Мономах…», «Московское княжество…» и другие. Член Петербургского славянского комитета.
Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, работу над своей книгой «Русская история» заканчивает в 1885 году. В предисловии, - он написал свое изречение: «я готов покаяться в тех заблуждениях, которые будут мне показаны и доказаны». Привожу цитату из его книги: «Ибн-Фадлан, участвовал в посольстве от халифа к новообращенному царю Болгарскому (921), оставил известие о болгарах, хазарах, руссах» (Ахмед-бен Фадлан-бен Аббас-бен-Рашид-бен Гаммад). Русскому академику, и в голову не могла придти мысль о том, что, меньше чем через полвека на эту тему защитят докторскую диссертацию. Еще раз найдут эти «записки»! Еще, Константин Николаевич заметил, «Из всего указанного нами при обозрении источников и пособий видно, что сделано много, но многое еще остается сделать: еще многие вопросы только затронуты. Зная это, мы должны стараться быть как можно более осторожными в своих общих выводах».
Рассматривая значение ислама у Булгар, и иудаизма у Хазар, невольно приходишь к мысли, - ведь все правильно! Профессор русской истории, пишет: «Летописи рассказывают, что к Володимеру приходили послы от разных народов: от болгар, хазарских евреев, немцев и, наконец, греков и каждый из них хвалил свою веру и предлагал князю в нее обратится». Дальше мы знаем: Владимир выбрал греческую веру. То есть «православную». К.Н.Бестужев-Рюмин, перелопативши древнюю историю вдоль и поперек, сообщает еще и следующее: «первым русским князем, принявшим крещение, был Аскольд», так же «В 957 году крестилась Ольга, а в 988 году, внук ее Володимер».
Лицо русской исторической науки выглядело не важно в девятнадцатом веке. Много неточностей у российских историков… Один из титанов русской исторической мысли, Н.И.Костомаров, написал: «…и летописи, сообщающие его историю, передают немало таких черт, в достоверности которых можно скорее сомневаться, чем принимать их на веру». Так начинается его научная работа.
Единственный щекотливый вопрос!.. Откуда всё же пришли послы от иудеев и от мусульман к князю Владимиру? То есть - «послы от разных народов»?.. Если о «Записках» Фадлана было известно еще в девятнадцатом столетье, то, что же обнаружил тогда З.Валиди в библиотеке при гробнице имама Али ибн Риза в Мешхеде? Входил ли Валиди в общество «иезуитов» или в другие организации, об этом ничего не известно, но известно другое, - он проходил обучение в Европейских школах. Его концепция - это решение «долгого» вопроса: «откуда пришли мусульмане к Киевскому Князю». Значит, было, откуда приходить через семьдесят шесть лет!