Глава восьмая  Великие реформаторы

Братство

      Орден иезуитов пришел на смену ордену Доминиканцев. Можно начать отрывком из сочинения Хайме Бальмеса: «Одного этого имени довольно, чтобы вызвать тревогу у определенного класса читателей». Это письмо из XIX века. А чуть раньше появись на свет слова - «изувер», «изверг»…  Вспомним Рейналя, который произнес «орден иезуитов есть меч, рукоять которого находиться в Риме, а острие – повсюду». А из-под пера Вильяма Крэшоуа в 1643 году выходит следующее - «Иезуиты вышли на арену  истории, выпорхнув, словно саранча, «из бездонной ямы, дабы восстановить руины римской державы и наполнить золотой фиал новой порцией духовного блуда».

     Но сначала следовало бы познакомиться с их  предшественниками - Доминиканцами. Задача доминиканского ордена состояла в привлечении на сторону папы правителей государств Европы, как ее знать, так и простолюдинов. Но - это и миссионерство, и разработка богословских догматов. С этой целью, в Тулузе, в 1215 году был организован орден «братьев-проповедников». Организация - для сбора хвороста, будущему костру. Костер этот назовут «Возрождением».

     Центральной фигурой стал дворянин из Старой Касталии: – Доминик де Гусман Гарсес, основавший в 1216 году монастырь, а в 1218 получивший титул «высшего цензора». Род Гусмана происходил от тюрков-агузов (Осман Гази). В королевство, Кастилия и Леон были объединены в 1230 году. Уния 1479 года образовало Испанию. Со столицей: Толедо, Мадрид (Маджирит).  В слове Мадрид, скрыто тюркское слово («Миудр» - наставник, учитель). Выражение - «Тайны Мадридского двора» - интересно для данного случая.

    

* * * Возможно имя монаха, происходит от тюркских слов: «duymak» - «ощущать», «чувствовать», «слышать», «niq» - «сильный», «могущий». В древнетюркском языке, «toyum» – рождение, перерождение; «neq» –  вещ, предмет, дело, богатство, средство существования. В турецком: «devam» – продолжение, длительность. На французском:  «domen» – владение, имение, область, сфера; «domine» – господствовать, властвовать, превосходить, преобладать, возвышаться, подчинять себе, владеть, преодолевать, пересиливать себя, брать себя в руки, домината.

    

      В последующем, в истории обществ-проповедников христианской веры католического толка будет много. Филиалы, под общим названием «братство», расплодятся по всему свету «Братья общей жизни», «братские школы» «братские демократы»… В середине девятнадцатого столетия, к примеру, в Поволжье откроются школы «Братства Святого Гурия». Германский город Пресбург, в 1541 году переименуют в «Братиславу» (Bratislava). Бурятов назовут - «братскими людьми». Опричники князя Иоанна IV, тоже позаимствуют идею: - «грызть врагов Божьих и государевых», - станет их лозунгом. Была даже попытка создать женский орден, «английских сестер», «иезуиток», в 1603 году прикрыли. Что же это такое? Как написано в энциклопедии: «Братство национально-религиозные и просветительные общественные организации XV-XVIII веков при православных церквах Белоруссии, Украины, Литвы, Чехии». Дальше есть интересное: «Боролась против национального угнетения и насильственного окатоличивания православного населения». На мой взгляд, книга немного лукавит…

     Что  означает  слово «братство», и для чего оно было необходимым христианскому миру? В христианстве и в исламе есть понятие «душа», в тенгрианстве это – «кут». Древние тюрки, еще до новой эры говорили, «вместе с ребенком появляется на свет его «кут» (душа) и «тын» (дыхание), и они сопровождают  его всю жизнь». Для объединения чего-то в силу, одной идеологии или мысли мало, - нужно объединить в одно целое еще и душу. Такой дух, который сплотил бы, укрепил, объединил. Определили это, словом: «бияорт», (брат, братство). Алтайская философия гласила: - «возможно сближение через ощущение, так это потому, что сознание, соприкасается, находящимися в нем, приводит в соответствие с самыми различными причинами». Для сплочения и пополнения католических рядов, другое не подходило. Другого и не было! То есть, - идеологию вбить, вогнать в душу. Вот весь смысл этих организаций.

    В восточной Европе говорили на тюркском языке, в западной, его – помнили! Языком международного общения являлся язык Алтая. Тюркский. Для проповедников Евангелия, и создателей христианских догм, подходил только один язык. Язык своих отцов. Язык предков. Тюрки, став христианами, проповедовали уже чужую религию, призывали стать под эгиду папы, призывали стать «союзником». Равносторонний крест сменить на крест с изображением на нем распятого человека.

   

* * * Слово католик происходит от тюркского корня «qatel». «Катылык», означает: соединятся, смешиваться, союзнечество. Э.Гиббон, в своей книге «История упадка и разрушения Римской Империи», написал следующее: «Их многочисленность и внешние признаки могущества давали им некоторое права называть себя католиками …верования которых основывались не на Священном  Писании, не на рассудке не на традиции, а были установлены и поддерживались произвольной властью светского монарха».  В греческом языке, будет Kat holou (всецело, полностью), в Итальянском: Cotholk, - крепки  народ (слово «halq», по-тюркски, это народ).

    

    Так появился новый термин, новый идеологический символ. Появилось новое сознание в голове человека, переступившего на новое тысячелетие. Это был очередной шаг,  передела мира, передела истории. Своему обществу христиане дали название «берейту», - то есть, стать одинаковыми, одной целой. Добавили слово «Ходай». Что на Алтайском языке звучит как - «Бог». Появляется братство англичан - «Brotherhood». Немцы, тоже приняли этих проповедников пришедших к ним с новыми идеями, назвали их: Beratend – совещательный; Berater – советчик. В последующем, они стали теми, кто был «готовый на что-либо».

* * *  Английское: «Brother» - брат, «Brotherhood» - «братство».  Французское: «Barrette» - «кардинальская шапка, заколка». Немецкое: «Beratend» – «совещательный», «Berater» – «советчик», «Bereit» – «готовый на что-л.». Даже на Аравийском полуострове слог «бер», образовал словосочетание. Арабы своих братьев называют – Beraderan. В татарском языке слово «бер» - один. Отсюда и: «бериту», «берэйту»  - сделать одинаковым, делать одно.  Древние тюрки говорили: «Bjoritmak» - ощущение, «bjort» ощущать, касаться. «Bjortus» – ощущать друг друга, соприкасаться.

 

     Кроме того, что объединяло общество в «силу духа», нужны были и знаки отличия, то есть то, чем мог узнать брат брата. Монахи носили черный плащ с капюшоном. Учителей, в дальнейшем, начал отличать головной убор с плоской поверхностью. Достигши высокого чина в церковной иерархии, получал кардинальскую шляпу. Круглая шапка без тульи и околыша. В XVI веке ее назвали – Barrette (кардинальская шапка).  Берет. То, что ровняет, ставит в один ряд с товарищем с братьями. Тоже от корня «бер» (один).

    На коллегии руководящих лиц (капитуле), в 1220 году в Болонье, орден Доминика де Гусмана, провозглашают «нищенствующим». И через тринадцать лет, папа Григорий IX передает им инквизицию. Что такое инквизиция, это известно всем, но не все знают первоначальной функции этого института. Этот орган, изначально контролировал работу судей, следил за законностью судопроизводства, но, после - сам стал судьей. Судьей и палачом в одном лице… В своем расцвете, орден насчитывает в своих рядах более 150 тысяч членов. На гербе изобразили собаку с факелом во рту и надпись: «Псы господни». Из рядов доминиканцев вышли многие известные философы, такие как Альберт Великий, Фома Аквинский, Жан Буридан и многие другие. Ф.Аквинский утверждал, «природа завершается в благодати, разум – в вере».

    Братья Доминика, рыцари ордена, влияние папы на Европу сделали огромным. Папа Римский выдвинулся на наместника Бога. И этот наместник, в конце концов, у европейцев переполнил чашу терпения. Терпение вылилось. Как отметил в веке просвещения Вольтер: «Папы держали весь мир в оцепенении и дурманили людей невежеством». В пятнадцатом столетии в Париже, это разлитое терпение образовало движение «протестантов». В 1517 году немецкий проповедник прибил к двери церкви лист с текстом девяноста пяти вопросов - критики негативных сторон практики современной ему католической церкви, документ, явившийся своего рода манифестом нового вероучения. Им был монах Мартин Лютер.

Ренессанс

   «Ренессанс» входил в фазу, когда надо было уже уничтожать тех, с кем совершался этот нелегки путь. Происходила династическая борьба. Испанский король Карлос I планировал подчинить себе Рим. Шума было много. Рим – великолепие итальянского Ренессанса - «превратился в город-труп». Солдаты Мартина и Ульриха Цвингли сводили на нет католическую идеологию. Католическая церковь висела на волоске. Один протестант, на «золоченном канате»,  даже собирался повесить папу. Сам папа тем временем укрывался в замке Святого Ангела. Это начало XVI века, начало  времени великих перемен.

     Кузницей «протестантизма» стал немецкий город Виттенберг, земля Саксония-Анхальта. Здесь, Мартином Лютером началась «Реформация». Появились учения под названием  «лютеранство», «новая религия», или «протестантизм» (лат. Protestantism – публично доказывающий). Не смотря на волнения, Рим продолжал свою мессу. Выдумывали различные легенды чтобы спасти церковь, например, что тело Голгофского мученика может прибывать в «крошечной частице хлеба»…  18 октября 1534 года в Париже были развешаны плакаты, - «ужасные, величайшие и невыносимые нелепости мессы». Списки были найдены и в других городах. Как гласит легенда, их даже обнаружили  в замке Амбуаз,  в спальне Франциска I. Появляется – «аутодафе». Что это такое (греч. autos - сам), это – «торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора», то есть публичное сожжение. Сам Франциск I показал пример. Перед собором Нотр-Дам в январе 1535 года было заживо саженно шесть протестантов.

      Начался переход от «пресвященного гуманизма» к публичным казням. Тех, кто не отрекался от своей религии, от своего Бога, от культуры своих предков, назвали «еретиками». Одним из первых еретиков был чешский богослов, церковный реформатор Ян Гус. Его сожгли на костре в 1415 году, в Констанцие. «Велись постоянные споры о спасении, о непостижимых таинствах предопределения, о том, как и кому подобает толковать Библию, но, пожалуй, не было темы более важной, чем богословское обоснование реальности присутствия Бога, то есть присуществления вина в кровь и хлеба в тело Христа, и все символически-ритуальные действия, окружающие это таинство». Не зная в кого и во что больше верить, европейцы запутались. То ли верить Церкви Великого Рима, то ли учению монаха Мартина, то ли придерживаться старых традиций…

      Протестантизм набирал силу. Кальвинисты, Баптисты, Адвентисты сплотились в борьбе с католичеством. Под одним знаменем образовали свое братство. Католики оказались во враждебной осаде. Доминиканцы объявили М.Лютеру войну. Монах ордена, Иоханн фон Экк, выступил публично осудив его как еретика. Лютер заявил: «Я узник совести по слову Божию, я не могу отречься, я не отрекусь. Да поможет мне Бог. Амин». Но на защиту Лютера поднимался народ…  И в конце концов он был отлучен от церкви. Братьев этих, как и их сторонников, в 1572 году утопят в крови, на кануне дня Святого Варфоломея. В этом уже будет принимать участие другая организация. В этот год папский престол возглавит Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), который через девять лет заявит: - «в наши дни нет более великого орудия, вознесенного Богом против еретиков, через ваш святой орден. Он явился в мир в тот самый момент, когда в нем начали распространяться новый заблуждения».

 

*  *  *  В 1555 году  был заключен «Аугсбургский религиозный мир». Положения этого документа предусматривали, что князья будут вольны выбирать для своих подданных любую из двух конфессий и что в пределах вольных имперских городов можно использовать обе веры. По принципу: «чья страна того и вера». Документ признал «лютеранство» официальным вероисповеданием. 

Иезуиты (Jesu)

Иниго Лопесу де Лойола

     Начало жизненного пути Игнатия Лойолы покрыто тайной. Но все же. Родился в 1491 году в замке де Лойола в Северной Испании, в провинции Гуипускоа. Испанец из «басков». Рожденный в «варварском» поместье, знал родной язык. В фамилии скрыты древнетюркские слова: «льюй» - дракон, змея; «юла» - дорога, ищущий дорогу («Сопровождающий дракона»). Он и стал родоначальником этого «великого орудия».   

   

*  *  * Народ Басков (исп. Vascongadas) заселил северную Испанию еще до новой эры. Отношение к Римской империи - номинальное. Появление народа мало изучено. Независимо от принятого алфавита латиница, народ издревле пользуется своим. Имеет свою письменность. Одна из гипотез - это грузинская письменность, которая была создана царем Фарнавазом в IV-III веках до новой эры.

      

      Испания это страна, напичканная старинными замками. За стенами этих укрепленных сооружений в средневековье тренировали молодежь. Варвары учили своих детей искусству владеть боевым оружием. Также преподавалась философия, готовили «джентльменов». Одним из этих джентльменов и был Лойола. Род Лойолы происходил из особ гвардейцев царя, правителя. «Судьба приготовила жизненный путь придворного, и в возрасте тринадцати лет, он поступает на службу к Хуану Веласкесу де Куэльяру». После ранения оставляет военную службу и погружается в чтение опусов. «Жизнь Христа», «Золотая легенда»… - стали поворотными в его жизни. Созданная на основе «устных и письменных источников», книга Иакова Ворагинского  «Золотая легенда», - повеяла новым временем. Во Франции о нем скажут: «Испанский кабальеро… нажил мозговую горячку от чтения романов о рыцарских  подвигах, а затем, от чтения священных книг, забрал себе в голову, будто он – Дон Кихот Девы Марии».

     Он был образованнейшим человеком своего времени. В Манресе, будучи вступающим в жизнь, он пишет первые строки своей книги «Духовные упражнения», которая в последующем войдет в сокровищницу римско-католической традиции. В Барселоне изучит латынь. Также города Алькал, Саламанке станут его академиями.

    

* * *  Университет в Саламанке, основанный доминиканцами в 1218 году, знал некоторые «запретные богословские темы», и выпускника, об этих темах, учителя просят хранить молчание… «…современники немало спорили – а историки спорят и поныне – о сути ментальности и идеологии иезуитов. Многим наблюдателям казалось, будто Общество выработало некую свою, уникальную духовную практику и специфически иезуитский принцип обучения и проповеди. Считалось, что они апеллировали не только к покаянию, но и к роли чувств в процессе обращения и умелому использованию изящной риторики в деле наставления на путь христианской истины» -  отметил академик Джонатан Райт.

      

     После «освобождения» от доминиканцев, Лойола направляется в Париж, и там с 1528 года, шесть лет учится в университете. И Игнатий Лойола  оказался в нужное время в нужном месте. Возможно имя Игнат, Игнатий происходит от тюркского слово «иге», что переводится как: - хозяин, дух, божество. «Игеннет» - обожествляй… Но слово это латинского корня, означает «огненный» или «неродившийся». «Такие имена давали в защиту от злых духов, в надежде, что, приняв смысл имени буквально, те не заметят рождения ребенка и не причинят ему вреда». Английское: Ignait – зажигать, воспламеняться.

    …В Париже 15 августа 1534 года вспыхивает - «Хаус Реформации». Под угрозой висела жизнь Николя Копа. Университет будоражили прокламации запрещенных авторов, в том числе и «Виттенбергского  дьявола» Мартина Лютера. Статуи Девы Марии подвергались яростным нападкам; еретиков бросали в тюрьмы и убивали… И в это время, семеро выпускников Парижского университета, учреждают новую религиозную организацию. Наместник Христа на земле (викарии) увидев на пороге молодых людей любезно предлагающих свой услуги, хватается за эту соломинку. Тем более жаркая ситуация в Европе, с выступлениями Лютера и Кальвина, обязывала папу принимать любую помощь, любое предложение. И в 1540 году организация принимает официальное признание – становится «Обществом Иисуса». Во благо «христианских душ, и славы Бога», семеро смелых были готовы на все.

 

*  *  *  Основы европейских университетов заложили в XII-XIII веках монахи Доминиканского ордена. Сегодня - цель этих учебных заведении - подготовка специалистов по фундаментальным наукам. Но, первоначальная идея не включала в себя изучение наук, тем более - фундаментальных. В средневековье фундаментально там изучались догматы христианской религии. Принято считать, что слово произошло от немецкого: Universitat. Которое, в свою очередь происходит от латыни: Universitas, что означает совокупность, общность. Но слово возникло в средневековье. Когда главенствовал тюркский язык!

    В древнетюркском языке слово «una» означает соглашаться. Отсюда и «уния» (единство). Слово «vara», означает: - набожность, богобоязненность, благочестие (Вера). «Itu» -  создавать, строить; устраивать, приводить в порядок.  Они и легли  аббревиатурой  в название этих учебных заведении - «уна верис ит» («Universite»). В последующем появляются западноевропейские слова: junjen – объединение; juniti – единства, junivesl – универсальный; uni – объединение, univtr – вселенная, мир;  universite – университет. 

 

     Существует даже такая легенда, что в 1537 году, в Риме, в капелле Ла Сторт, Игнатию Лойоле явился сам Господь, «пообещавший, что Он будет покровительствовать ему и в Вечном граде». И Господь сдержал свое слово. Павел III благословил и выделил средства для паломничества в Иерусалим, и наделяет его «декретом». И, в 1541 году Иниго Лопесу де Лойола становится первым генералом иезуитов. Общество Иисуса стало ответом на Лютера и Кальвина; - «создано ради возвращения в лоно Церкви заблудших душ в Европе и привлечения новой паствы Азии, Африке и обеих Америк, чтобы выправить пошатнувшееся равновесие за века духовной борьбы». Но с разногласием встретила Европа новый религиозный  орден.  Орден принес особую форму духовного опыта, которая принималась в кругах кардиналов как враждебно, так и равнодушно. Ожидали нового, спасительного… Первым уставом для новых членов были «духовные упражнения» Лойолы, через него вступали в орден. Первое время, организуя иерархические структуры, устанавливая патронаты, обучая их, Общество занималось уходом за больными сифилисом, погребением умерших. Опекали заключенных, проституток и сирот. Организовывали женские религиозные общины. Принимали участье в помощи городам, где случались вспышки чумы. Их благие деяния потянули простолюдина в общество.  И ряды начали пополняться.

    Нечто красивое и прекрасное ассоциируется у нас со словом «Возрождение». Сразу на ум приходят великий Тициан, Леонардо, Рафаэль… А ведь тем временем в Европе шла братоубийственная бойня. Не считая костров инквизиции, княжества вели войну друг с другом. Кровь лилась рекой. Острым хирургическим скальпелем резали старое, чтобы пробить дорогу  новому.

 

*  *  * Л.Н.Гумилев отметил: «все культурное наполнение Ренессанса создано трудами нескольких десятков талантливых художников и очарованных античностью гуманистов именно в то время, когда человекоубийство стало для западноевропейцев повседневным занятием и приняло массовые масштабы». Французское: «Ренэсес» (Renaissance) – оживление, возобновление.

 

     Появляются толки: «Реформация» и «Контрреформация». Что они обозначают? Первое, это – идеология Лютеранов и Кальвинистов, и всех прочих, которым цепляют злое слово еретик, второе это – идеология Общества Иисуса, вместе с католической церковью. Загадка здесь в том, что с рождения Иисуса Христа, проходит полторы тысячи лет, и на кону вопрос, - верить ему, или нет! Эпоха эта возвращается к античности, и у «доисторических» философов начинает искать ответы. Буквально, за какие-то несколько десятков лет, из небытия появляются сотни работ древнегреческих философов. Сотни философских писаний. На что до этого, почему-то, не обращали внимания.

     Иезуиты создали сеть «семинарий» по всей Европе. Готовились проповедники для войны с реформациями, то есть с самими реформаторами. В 1552 году создается устав для «солдат-контрреформации», долг гласил: - «отыскивать скрытую заразу еретического учения и попирать ее, а затем восстанавливать поврежденную ветвь на древе веры». На открытиях первых иезуитских школ проливается кровь. В Тулузе и Лионе, во второй половине шестнадцатого века  погибло 4000 протестантов.

    

* * * «Семинария» (лат. Seminarium), это - среднее учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа некоторых христианских конфессий; в некоторых странах для подготовки учителей начальных школ. «Сейм» (Sejm) это: -  сословно-представительный орган в феодальной Польше, Литве, Чехии и в восточной Европе. В турецком языке слово «sema», означает - небо. В татарское: «жием» - собирать, собрание, собирание.  Древнетюркское: «sema» совершать, радение; петь. («Радение» это: – усердие, старание, забота о чем-либо; в сектах религиозный обряд, сопровождающийся прыганием, кружением, иногда самоистязанием приводящий в состояние экстаза.)

         Высшие эшелоны

      На островах Британии появляются первые герои, «иезуиты-мученики». Ими стали Роберт Саутуэлл и Томас Коттэм. Педро Мартиниса в 1560 году рубят топором на побережье современной Грузии. Гозало да Сильвейр в Мозамбике был объявлен шпионом  и задушен. В 1570 году, французы корсары-гугеноты во главе с Ж.Сурье «безжалостно умертвили» около сорока иезуитов. В 1686  году иезуит Джованни де Бритто был обезглавлен кривой саблей, его руки и ноги также были отрублены и привязаны к туловищу. Останки были вывешены на высоком деревянном столбе. Иезуитская система была устроена так, что мученическая смерть, это путевка в лики святых, путевка на канонизацию. Любой член ордена был готов последовать за учителем… Они помнили свою древнюю заповедь: - «Когда ты переродишься, удостой нас чести родиться на нашей земле».

     В 1559 году выходит знаменитый папский «Индекс». «Index librum prohibitorum» (Список запрещенных книг). Дается обоснование для этого важного документа, утверждавшиеся папой и римской курией списки запрещенных и отреченных книг, в которых, наряду с писанием заведомых еретиков, магов и астрологов, фигурировали и второканонические книги Ветхого Завета, и многие творения отцов Восточной церкви, и основная масса естественно-научных трудов Возрождения и Нового времени. Слово это, тоже тюркского происхождения. Другого придумать не могли… Здесь тюркское «ed», – вещь, имущество, богатство, «qes» - укорачивать, сжимать. «Ede-qes». (Латинское: Index – указатель, реестр имен, названии… Французское: «эдекс».)

     Основанная «конгрегация» была призвана осуществлять контроль над умами и ведать списком запрещенных книг – «Индексом». Туда заносились «названия печатных сочинений, противоречащих духу и букве католического христианства». «Сжать имущество». Этот указ запрещает читать и старые книги, на старом языке. Старые мысли. Ранние Священные богословские книги стали теперь под запретом.  …Их сжигали, ими заполняли подвалы, хранилища, куда вход был только для особых лиц. Иезуитские книгохранилища по сегодняшний день находятся под замком. Там находятся редкие старинные книги, в том числе рукописные, представляющие большую ценность. Но вход туда только особой когорте.

 

* * *  К примеру библиотеки восточной Европы, брестских иезуитов, где, находились издания XVI-XVII веков. Библиотека Гродненской коллегии располагала томами на многих языках. Не говоря уже о библиотеках Ватикана.

   

    С.Д.Артамонов в своей книге «История зарубежной литературы…», написал: «Строжайшая дисциплина, четкая иерархия в отношениях между его членами, беспрекословное выполнение всех приказов «черного папы», генерала ордена, который подчас бывал могущественнее самого папы, полнейший аморализм в средствах достижения цели (шпионаж, подкуп, убийства)… трепетали не только простые смертные, но и короли и папы». Верховный правитель (генерал) выбирался пожизненно. Региональные лидеры назначались приказом сверху. Управлялся орден через региональные «ассистенции», каждый из которых подразделялся на «провинции». Постоянный контакт в письменном порядке поддерживался со штаб-квартирой в Риме и друг с другом. Приказы выполнялись беспрекословно. Но это были еще первые шаги, первые правила, когда еще «числившиеся, не слишком хорошо представляли себе, что конкретно означает быть иезуитом». С начала XVII века, «Духовные упражнения» (практика медитации, молитв и строгой дисциплины сознания)  Лойолы, печатаются. В дальнейшем они становятся средством вербовки в орден. По этой книге, санкционированной папой еще в 1548 году, каждый иезуит раз в год должен был совершать «упражнения».

    Собор настоял на миссии монахов ордена. Предписывалось, - обучать эффективно, контролировать их библиотеку, отвлекать их от развлечении. Изучать только специально подобранные книги. В 1558-1559 годах была «отпечатана» латиноязычная версия, своего рода конституции Общества. Были назначены «европейские инспекторы». В 1586 году генералом Аквавивой был принят первый устав, - экспериментальный. Следующий, который прослужил неизменным два столетия, был принят в 1599 году. Он получил свое название - «Ratio studiorum». Первый пункт этого устава гласил общение только на латинском языке.

   

* * *  В латинском языке слово «студиоз» (Studious), это: – усердие; «студия» (Studium) – место занятий; «студент» (Studens) – учащийся.  

          Древнетюркское: «ерт» – проходить, миновать совершать; «ертюр» – устраивать, проводить, вести, проводить; «ерёт», «ирёт» – мужи, мужчины, войны  (усваивать манеры мужчин, становиться похожим на мужчин).  «Уры» - спор, галдеж. В турецком языке слово «урет» имеет значение, – создавать, выращивать, в татарском, слово «урету» - это: обучить, воспитывать, приучать.

           

     Женатых и эмоционально неустойчивых, повинный в убийствах, имеющих физические отклонения, - в орден не допускали.  Лица имеющие дефекты, например: горб, врожденные или приобретенные увечий, в результате, скажем, ранения  - шансов почти не имели. Поскольку считалось, – «не способствует наставлению ближних».  В лице иезуита должна была быть «приметная угрюмость и мрачность». Но в последующем сделали исключения из правил. И двери  открыли всем.

    Восстановители руин римской державы предприняли глобальное обучение Европы. Последователи Игнатия Лойолы кардинально взялись за дело. Нужно было догнать ушедшее время. Время величия Римской Империи… И многие в Европе пожелали стать образованным.  В младших классах около трех лет изучали философию и регентство. Что такое  регентство?  Rejenerasja, это: - духовное возрождение. В начале, чувствуется присутствие тюркского слова «ari», - крупный, чистый. В арабском языке слово «raijat» означает: – подданный, чернь.

     Четыре года уходило на богословие и тертианство. Кто такой, или что такое – тертианство?..  Это - Тертий (Терентий) ученик апостола Павла, записавший Послание к Римлянам. Дальше  изучение в полном объеме - духовные упражнения основателя ордена. По окончании этих курсов клятва: – бедности, целомудрия, послушания. Затем следовало звание «иезуит» или «коадъютор». Четвертая клятва «послушание папе римскому», но это уже для узкого круга, так сказать для элиты. Только узкий круг выбирал верхушку и генерала. В центральном органе находились: - генерал, администратор, генеральный прокуратор, генеральный секретарь, ассистенты. Духовник генерала назначался не им самим, а Обществом.

*  *  *

     В древности, монахи запирались в своих кельях, жили отшельниками, уходили в пустынь. Монахи «Общества Иисуса», наоборот, готовились для борьбы, «ринуться в бой, чтобы убедить всех жить так, как подобает добрым католикам». Практически с самого зарождения ордена, с 1546 года, как грибы после дождя, возникают школы, училища, коллегиумы. Даже в Перу, на Американском континенте в 1567 году открываются двери иезуитской школы. К концу века появляются в среднем шесть училищ в год. К 1600 году в Италии и Сицилии их было пятьдесят шесть, в Испании более пятидесяти. Во Франции, к середине семнадцатого столетия насчитывалось уже сорок тысяч студентов, изучавших «много новых сведений».

    Иезуитская система образования была доступной для выходцев из весьма широких социальных кругов. Мальчиков девяти или десяти лет, иезуиты назвали – «экстернами», то есть внешние. Первое, чему учили их, это грамматика. Шесть лет отводилось на изучение древнегреческого и латинского языка, затем изучение риторики и античных авторов. Год для произведений - Цицерона, Вергилия, Горация, Ливия, Цезаря, Саллюстия… И, конечно, особое внимание уделяли «концепции образования» (modus Parisiensin), - «содержащей в себе много новых для аудитории сведений». К 1599 году выработалась четкая педагогика. Что бы перейти на следующий класс, нужно было усвоить весь материал. Неуспевающие,  на следующий уровень не допускались

    Трудно даже представить, что приходилось терпеть, через что проходить, этим – «экстернам».  Учить на зубок язык, который был неизвестен, на котором не говорили ни родители, ни окружающие. Были «не знающие писать». Простолюдины не владели даже начатками латыни. Их назвали «иллитерати».  И по требованию Лойолы, чтобы поступающие владели хотя бы начатками познаний в латыни, создавались элитные коллегиумы. В основном для привилегированной аристократии.

 

* * *   Экстерн (Externus), - вольноприходящий ученик, внешний слушатель. Французское: Eksterna – внешний, наружный, студент-медик работающий при госпитале; Iletre – неграмотный, безграмотный. Английское: Eks tierie – наружный, внешний. Iliteret – неграмотный. Il – больной, дурной, зло, беда

     Венец творения

     Венцом творений иезуитов явились грамматики. К этому делу они подошли со всей серьезностью. Для этой темы нужна отдельная книга. То, что христиане должны слышать слово Боже на своем родном языке их уже не устраивало. Нужно было подвести черту к одному… Монах

© nikolaj-ginov
Сделать бесплатный сайт с uCoz