Глава десятая Начаток - от русских костелов
Русская православная церковь
«Царь Алексей Михайлович разрешил до сели неслыханное дело, – театр», - пишет историк Н.И.Костомаров. В немецкой слободе, в Москве, устраивается театральная школа. И, правда, неслыханное дело! «Комедийная палата» создается в кремлевском дворце. По царскому приказу из Новомещанской слободы набираются туда дети. Первые представления дает труппа немца Ягана Готфрида Григория. Он ставит пьесы из священных писании, такие как: «История Олоферна и Юдифа», «Грехопадение Адама», «Иосиф», «Давид и Соломон», «Товия», «Артаксеркс и Аман». Ну а сочинителем двух пьес, «Навуходоносор» и «Блудный сын» стал учитель царя, - Симеон Полоцкий. «Комедии эти писались «силлабическими вершами», остальные комедии были сочинены малорусами, как показывает язык» - отметил Н.Костомаров. Но царская душа Алексея, требовала драматургию о Родине. Что-то свое, родное. И белорусу Полоцкому не оставалось ничего другого, как от пьес священных перейти к пьесам «мирским». И была им поставлена драма «Баязет». Содержание спектакля заключало в себе борьбу Баязета с Тамерланом, где последний берет вверх. Побеждает.
Так тихо, без шума проникала на Русь западная культура… Надо заметить, почему-то на этой сцене не ставились спектакли о победе Великого князя Дмитрия Ивановича или о Великом Невском. Возможно это не входило в планы Полоцкого, иезуитского воспитателя, или, об этих героях, как и о их подвигах он не имел никакого представления, также как и сам царь. Англичанин У.Шекспир, в основном занимался плагиатом. Сюжеты исторических хроник он позаимствовал у Рафаэля Холиншеда, драмы, у древнегреческого историка Плутарха. Роберт Грин назвал его «выскочкой-вороной, украсившей себя нашими перьями». Кристофер Марло, автор трагической истории доктора Фауста, являлся еще и автором драмы «Тамерлан Великий». Оказывается, о Тамерлане в мире уже знали, а вот о Дмитрии Донском нет!
* * * Здесь мы остановимся на «Немецкой слободе». Точнее на слове - «немец». Попробуем пролить свет на это загадочное слово. И попытаемся ответить, почему российская наука не предоставляет нам ответа на происхождение данного слова. На мой взгляд, опять одна и та же проблема. Слово это нерусского происхождения. И по этой причине создана очередная легенда, поражающая своей нелепостью. Легенда гласит, - мол, от непонимания иностранного языка (Русского), германцы молчали. Были «так сказать» немыми. И от того получили себе прозвище «немец»! От слова «немой». Этимологический словарь русского языка (2007 года), дают этимологию: «слово заимствовано древнерусским языком из старославянского, где прилагательное нЪмъ – немой». Получилось: масло - масленое. Это лицо сегодняшней российской науки. Но вернемся в немецкую слободу.
…Это, «место поселения иностранцев в городах России» в XVI-XVII веках. Был ещё «Кукуй» в Москве, - «центр поселения иностранцев различных профессий», на правом берегу реки Яуза, но это уже позже, в XVIII-XIX веках. Первое время в Россию приезжали проповедники новой идеологии, новой культуры (Западной), новой религии. На подобье белоруса Симеона Полоцкого. Затем повалили «иностранцы различных профессий». Одним словом эта московская слобода превратилась в иезуитское логово.
Оказывается не все германцы немцы и не все немцы германцы. По мнению Д.Н.Ушакова, есть швейцарские немцы, австрийские немцы, германские... Есть даже Советские. Как пишет Ушаков: немцы это «подданные Германии», ещё и «иностранцы». А, по мнению Гоголя: «Немцем у нас зовется всякий, кто из другой страны прибыл, будь он француз или швед - для нас он всегда немец». То есть необязательно быть немчурой.
А причем здесь тюркский язык, спросит искушенный читатель? Непричем. Слово «nom» - в древнетюркском языке означает: религиозное учение; религиозный закон. Отсюда и «номчы» (номесче), - проповедник религиозных законов, наставник. Рассматривая другие словари, можно увидеть следующее: лат. Nimis - слишком, чрезмерно; англ. Name - имя, название. В турецком языке: Nam – имя, слава, репутация, известность; Namus – честь. Nimet – благодеяние, благо, достаток, средства существования.
Теперь русский язык. Слово «немой» произошло от славянского «nеmьcь», после, в числе прочего произошли и древнерусское «нъмьць», «нъмьчинъ». Означают они: - «невнятно говорить», «чужестранец», «косноязычный, заика», «немой». Следующий вопрос. Почему государство называется Германия, а язык – немецкий?.. И когда местные жители обращались к заезжим гостям с вопросом, они только мычали что-то невразумительное в ответ. Вот и прозвали их - немыми. Здесь бесконечные вопросы… В древнетюркском словаре есть слово «neme», значение – что-либо, какая либо вещь. Отсюда и татарские слова «нэмэ», «нэмечэ» - как? что? каким образом?..
* * *
«Где, с незапамятных времен шла торговля иконами и церковной утварью, стояло хмурое зданье, придавленное церковью с небольшой колоколенкой». Это был монастырь «Спаса на Никольском хресце за Иконным рядом». Заиконоспасский монастырь. «Небольшая башенка, в которой помещались лестницы, ведущие на хоры отделяла этот корпус от примыкавшего к нему под углом другого двухэтажного, простиравшегося до соседнего Никольского, греческого монастыря». Монастырь был основан в 1600 году, при Борисе Годунове. А через шестьдесят пять лет, в этом монастырском уголке Московском государстве, расположилось высшее учебное сведение – «Славяно-греко-латинская Академия».
* * * На Руси говорили: «Спаси и помилуй ты меня, Мать Пресвятая Богородица…», «Вера спасает», «Бог, сошедший на землю, ради нашего спасения». Возможно, слово «Спас» (Спаситель), происходят от слов: «ис» - тепло, «пас» - передать. «Передающий тепло» или «прими тепло».
После смерти Ивана Грозного к власти в Московском Государстве приходит Борис Годунов. Он вводит в Московию греческую Веру, создает филиал «греческой церкви». Создается новое патриаршество - «Русская православная церковь». Приходит Греческое православие. …Посредником между Москвой и Константинополем выступил Антиохийский патриарх Иоаким. Приехавши к Борису за «субсидией». «Его приняли с большим почетом, но, прежде чем вести разговоры о деньгах, предложили обсудить вопрос об учреждении в России патриаршей кафедры. Иоаким весьма неохотно обещал передать пожелания московитов вселенскому собору».
Константинопольский патриарх Феолит был низложен турками, и «Иеремии, которому жилось не сладко в Турции, сближение с Москвой, было на руку». Годунов и Иеремии приходят к соглашению, и на сан патриарха новой церкви возводят митрополита Иова. Уроженца Старицы. Центра опричнины, где Иваном IV проводился когда-то «перебор людишек». 26 января 1589 года совершилось его посвящение. «Посещение Москвы константинопольским патриархом было первым событием в своем роде и повлекло к некоторому приливу греков духовного сана в Московское государство и к большему сближению с православным Востоком», отметил Н.Костомаров. Татищев написал: «и на оном положили быть в Москве отдельному своему патриарху». Все происходило быстро. Очень спешили, что даже акт написали на тюркском языке. «По свидетельству Иерофея, грекам на подворье принесли готовую грамоту, которую они не могли понять из-за отсутствия перевода». То есть, она была написана на московском языке. Создается пятое по счету патриаршество, - РПЦ.
Что такое «патриаршество»? это: - система церковного управления с патриархом во главе. Слово это происходит от греческого «patriarches», переводиться как родоначальник. Есть еще одно объяснение, это: - «ветхозаветные родоначальники еврейского народа, жившие до Моисея». В греческом языке слово означают: «pater» - отец, «arche» - начало, власть (patris – родина; patriots - соотечественник).
С приходом греческого православия меняется и образ Бога Небесного. Изображенного на «умайе» (иконе) назвали по новому, - по христиански. Имя Бога стали произносить по-другому, по-русски - «Спаситель». «Учреждение патриаршества давало Русской церкви блеск, сообщало этот блеск и самому государству, которое у тогдашнего ритора называлось Третьим Римом». Двуглавый орел, примерив третью корону, объявил миру: - «Великий Рим пал, Византии нет, и следующий шаг за Россией». Страну ждали перемены. «Патриарх, его титул возбуждал благоговейный страх, в особенности сначала, пока был новым для русских». «Что скажет патриарх, то должно быть истиною» - отметил Николай Иванович Костомаров. Так же на соборе решили создать четыре митрополия: в Великом Новгороде, Казане; Ростове и на Крутицах…
Пустившая корни в Московии греческая вера, должна была начать давать плоды. Словом, европейский «гуманизм» тихонько катился к Москвы. В Московское Государство. Иезуиты везли дрова из Ватикана для новых костров. От папы. Выгонять из русской души «ересь», «клык». Но, в отличие от Европы, где еретика вели силой на площадь, то здесь, - «самосожжение». Люди сами себя сжигали, дабы не отречься от веры своих предков. И через пол века, после прихода греков, из уст патриарха Никона, впервые на русской земле произносится слово – «раскольники».
* * * Историки так и не смогли объяснить ни смысла этого слова, ни его происхождение. «Раскол» чего?.. Что делили? Что раскололось? …Почему два раза принимают одну и ту же веру, и почему вдруг выясняются «разноречия в богослужебных книгах». Откуда вкрались искажения. Например, «двуперстье» или восьмиконечный крест, и многое другое? В тюркском языке слово «къыл», «къылк» означает поведение, манера, характер, поступок. Не отсюда ли - «раскольник»? По-татарски говорят «кыллы», что означает - плохой характер. Или «скверная душа».
Идеологическая война начинается после смуты. Захват Московия… Лаврентий Зизани (Тустановский) в 1626 году, в Москве, Филарету представляет свою рукопись, «катехизиса». Учебное пособие для новообращенных. Филарет не решился выпустить его в свет, ибо эта книга была не выражением веры тогдашней православной церкви, а лишь «сочинением одного литовского протопопа, исправленным двумя московскими грамотеями». Здесь интересно то, что ни многие христиане сегодня знают что такое «катехизис»! Интересно еще и то почему пишет его «литовский протопоп»? …Если катехизис это «пособие для новообращенных», или «начальное учение о христианской вере» то, зачем она нужна тем, кто христианство принял в X веке. Ведь по официальной трактовке: вера принята в десятом веке! Но, историки не удосужились ответить…
* * * Как можно ответить, если здесь тюркские корни… Например греческое слово «katechesis» (поучение). По-английски будет - «кетикизем», по-французски - «катешисм». Тюркское: «qatye» - крепкий, твердый; «qateylan» - становиться крепким, стойким; мужать, быть старательным трудолюбивым, добиваться чего-либо. Отсюда и катехизис («qatles» - слияние, смешивание).
Бывший узник Виленского иезуитского коллегиума Филарет (Филарет Никитич Московский), был человек умный и любознательным, знал латынь, историю… В гостях у иезуитов изучил греческую теологию. Но, «только отчасти разумел Священное Писание». Мало смыслил в них. По возвращению из плена его возвели на Московское Патриаршество, сына Михаила на Московский трон. Результат смуты. Романовы. Все новое, в том числе и книги, после этой смуты уже проходили через него. Через Филарета Никитича. В 1633 году он пишет «Требник» («требы» - жертвоприношение, жертва), в котором «приказывалось собирать по всем городам древние харатейные списки». В них, требовалось «обличать и уничтожать ошибки и искажения». Ранние книги, написанные уставщиком Логвиным, по приказу Филарета сжигаются, - они «не по апостольскому и отеческому приданию, а своим самовольством». Таковы были указы нового патриарха.
Слово «треба» в древнерусском языке имела сакральное значение, означало: «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда». То есть приносить в жертву! И по этому, первыми принесли себя в жертву – книги. Книги на старом языке. На тюркском. «Обличать и уничтожать ошибки и искажения» после Филарета будет - Иоасаф I (1634—1640), Иосиф (1642—1652), Никон (1652—1666), Иоасаф II (1667—1672), Иоаким (1674—1690), вплоть до 1883 года. В древнетюркском языке, слово «тёрю» означает: правело, закон, порядок или обычай, обряд. Тюрки говорили: «если насилие входит через дверь, то закон выходит через дымовое отверстие».
Начаток - от русских костелов
Не случайно появилась эта фамилия. Романов значит – Рома. Рим, - столица Великой Римской Империи. Корни были оттуда. Один из предков Захарьевы-Кошкиных, был итальянцем, звали его Дудже (Тутче), который поселился в Москве в 1350 годах. И получивши в последующем имя, Захар Тютчев.
* * * Выходец из пруссов Андрей Иванович Кобыла, стал родоначальником дома Романовых. Одного из пяти его сыновей звали Федор Кошка, это был знатный боярин. Пятого сына Кошки звали Иван. Младший сын Ивана был назван – Захарием (Захарьины). Средний сына Захария, Юрий, повел род Захариных-Юрьевых, а Роман выдав свою дочь Анастасию за Ивана IV (Грозного), - род Романовых. (Брата Анастасии звали Никита.) Сыновьями Никиты Романовича были: - Иван, Александр, Василий Михаил, Федор. Романовы Захарьевы-Кошкины.
Московиты не знали греческой письменности, мало ведали и ее литературу, и мало смыслили о Евангелиях! В то время - «никто не имел той ученой подготовки, для такого дела, сличать переводы с греческими подлинниками и, обладать сведениями в греческом языке, и литературе» - написал историк. И для устранения этой проблемы, в Чудовом монастыре открывается «еллино-славянская школа». Как сегодня отмечается, «в ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России». Вот именно «являлась»… Сегодня они являются списками.
Как и во Львове и в Киеве… так и здесь, - дети тюрков и угров садятся за парты изучать новые язык, новую культуру. Греческую и Римскую. Возникает ситуация, похожая на Болгарскую историю. Где в IX веке прогнивающая Византия искала себе союзницу. И где в сознание Булгар с трудом вводили термин «славянин». Создали государство славян, из вчерашних невольников. Теперь в Москве создавали очередное братство. Братство борьбы тюрков - со своим прошлым. Делили людей на народы и народишки. Иезуиты, отдававших детей на обучение родителям клялись, - что ребенок не поменяет веру, но по окончании учебного заведения он, автоматически становился католиком. Становился подданным Папы Римского. Его слугой. Так было в Европе. Так будет и в России. Католик Арсений, удивлялся: – «справщики едва азбуку умеют, а уж наверное не знают, что такое буквы согласные, двоегласные и гласные, а чтоб разуметь восемь частей речи и тому подобное, как-то: род, число, времена, лица, наклонения и залоги, то этого им и на ум не приходило!». Конечно, - откуда им уметь, ведь у них письменность другая, другие правила. В тюркском языке, например, нет родов кроме среднего…
Свежеиспеченные московские справщики не понимают что писать, как писать, и что от них требуется. И, издавались нелепости. Под руководством патриарха Иосифа, за дело берется «особая комиссия», которая печатает ряд богослужебных книг. Но, «неученый» патриарх делает промах… Эти книги тоже не попали своим смыслом в доктрину греческого воспитания. В 1649 году в Москву приезжает иерусалимский патриарх Паисий, который находит ошибки и делает царю Алексею Михайловичу замечания. Кроме всех других ошибок, это еще и - «двуперстие» и многое другое. Несходность «русских церковных обрядов с греческими» огорчает Высоких гостей. И им приказывается сжечь богословские книги московского издательства. Вердикт иезуитски: - «противные православному чину богослужения». Патриарх Иосиф умирает. Как заметил историк - «смерть избавила его от дальнейших тревог». Озадаченный царь отправляет Арсения Суханова за сведениями на Восток. Из Афона Суханов привозит около пятисот рукописей. Греки его «уверяли», что некоторые имеют «глубокую древность». По привезенным из святой земли рукописям, католики начинают исправлять богослужебные книги в православной стране.
* * * Паисий Лигарид (Лихарид) митрополит Газы Иерусалимский. Грек из острова Хиоса получил свое образование в Риме, в иезуитской коллегии, основанной Григорием XIII специально для греков. Его внесли в список греков, «латиномудрствовавших». К этому прибавили: «был в то же время самый истый Гречин, какой только приезжал когда-либо в Россию, — хитрый, льстивый, пронырливый». Этот хитрый лис, приказал сжечь старые русские книги.
Молись, терпи, работай
В 1662 году началось восстание татар проживавших по реке Кама. Поднялись на битву, - башкиры, мордва, черемисы, чуваши… Восстание поддержал Крымский Хан Давлетгирей. Восставшие разорили селение Сылве, сожгли город Контур… Дальше татары Мензелинского и Казанского уездов начали действия против русских, потом присоединились к ним и Сибирские татары. «Восставшие разорили и сожгли русские города и селения, разрушали церкви, жгли хлеб на полях, людей побили и брали в плен». В это восстание подключились и угро-финские народы, самодийцы. Против русских властей восстали кузнецкие татары, хакасы, буряты, якуты и другие народы. Эта воина распространилась от Волги до Тихого океана. В российской историографии это, - «национально-освободительные воины», так же как и восстание Болотникова или Степана Разина. Так это прикрыто. Эти воины имели под собой религиозную почву. Война против греческой веры. Габдельбар Файзрахманов написал: «В царской России как тюрьме народов и мало отличавшейся от нее советской империи история национально-освободительных войн была предана забвению».
Начинается подготовка к 1666 году. На смену безвременно ушедшему патриарху Иосифу, приходит Никон. Тот, которого в детстве мачеха хотела сжечь в печке. Новгородский татарин, получивший воспитание у «желтоводского монаха» и прослуживши десять лет приходским священником, по воли случая попадает на высоки пост. Им преследовалась цель - любой ценой остаться в истории. И он остался. В эту политическую игру его ввели подставной фигурой. Сделали пешкой. Что можно было ждать от крестьянского сына? В детстве ему нагадали: - «ты будешь великим государем над царством российским». И это предсказание сбылось. Его сделали - «могучим деятелем русской истории». Став великим, сам себя назвал - «великий государь, старейший Никон, архиепископ Московский и всея Великия, Малыя и Белые России и многих епархий, земли же и моря сея земли патриарх». И начатая им реформа, привела русских в ужас… Говорили: - «признали еретиками всех святых русской церкви, которые, без сомнения, употребляли двуперстое знамение».
Первым противником этого безумия выступил коломенский епископ и протопоп Иван Неронов. В «ответах» он написал: - «Их молитвы, хулы, потому что они полагают в сомнение моление наших святых и затевают вводить новые чины, которым мы никогда не научились от наших отцов, предавших нам веру». И, для «инквизитора» Паисия, Неронов стал первым русским еретикам. Вторым - Мартином Лютером.
Несоответствий у русских было много. Их, комиссия нашла быстро. Например: «двоеперстное знамение»… Созвали собор, приехали догматы: антиохийский патриарх Макарий, сербский Михаил, митрополит никейский и молдавский. И на этом собрании из уст Греческого патриарха выскакивает крамола, которая станет знаком к зажиганию костра. То, что станет в Русской историй абсурдом. То, что будут обходить исторические книги. Замечательный ответ его был выражен словами: - «Мы приняли предание изначала веры от св. апостола и св. отец и семи соборов творить знание чистого креста тремя первыми порогами десной рук, и кто из христиан православных не творит крестного знамения по преданию восточной церкви, сохраняемого от начала веры до сих пор, тот еретик и подражатель арианов; того ради, мы считаем такового отлучением от Отца и Сына и Св. Духа и проклятием». Вспомнили на этом соборе и события Никейской давности: - «На том, кто не крестится тремя перстами, пребудет проклятие трех сот восьмидесяти св. отцов, собиравшихся в Нике, и прочих соборов». Русский историк Н.Костомаров приводит эти цитаты.
* * *
Тому кто знает историю Руси, это может показаться, по крайней мере, странным. Тому, кто знает, что Русь христианская страна с десятого века, - вдвойне. От Владимира пошла вера. Получается, более пяти веков русские неправильно держали «перст». «Двоеперстье» - это соединение большого и безымянного пальца вместе на правой руке. Этот символ появился задолго до рождения Иисуса Христа. Он символ «тенгрианской» веры. Сила единобожья.
* * * В словаре Д.Н.Ушакова мы находим слово «перст». Это оказывается - палец руки. В переносном значении: указание, мистическое предопределение; «перси», «персей» – грудь. В древнетюркском языке: «peri», – добрый дух, ангел, красавица; «yist» - верх, верхушка. По-тюркски получается, – «добрый дух, сверху» защитить себя ангелом (Пери-усте).
Французское: Ter – три раза, троекратное. Persiste – упорствовать, настаивать, сохраняться, удерживаться, стойкий, неистребимый. (Divinize – обожествлять, обоготворять.) Старорусская поговорка гласит: «Помни три дела; молись, терпи, работай».
Раскол
Двумя перстами себя крестил основатель Перси - Кир Великий. Двуперстием себя знаменовал правитель государства Дешт и Кипчак, царь гуннов, - Аттила. Крестили этим знаком и первого «христианского» царя - Константина Великого. Придание гласит, Аввакум перед смертью показал народу двуперстное крестное знамение и сказал: - «Коли будете таким крестом молиться, вовек не погибнете, а покинете этот крест, и город ваш песок занесет, и свету конец настанет!». Слова оказались пророческими. Кипчаки не поняли Греческую Веру, и свою позабыли.
Этот абсурд в русской православной церкви можно наблюдать и в XXI веке. Сегодня, двуперстье объявили языческим знаком. Чуть ли не символом сатаны. Хотя на святых чудотворных иконах двуперстное знамение. Разве не абсурд?.. Другое звено в этой цепи неурядиц, это патриарх, который крестит своих прихожан двуперстием, позабыв слова Паисия (мы считаем такового отлучением от Отца и Сына и Св. Духа). Надо выбирать, или троеперстие или двуперстие?..
Греков, у которых религия давно превратилась в политику, не интересовали религиозные каноны. Им нужны были подданные. Вассалы. У кого можно было бы приютиться, поживиться. Лозунгом стало: - молись, терпи, работай! Низложенный патриарх Никон в последующем в сердцах произнес, - «Вы бродяги, турецкие невольники, шатаетесь всюду за милостыней, чтоб было чем дань заплатить султану!», «привыкли вы тыкаться по государствам да мутить – и у нас тоже хотите!». Возможно, имя Никона от тюркского слова neg, которое обозначает: «сильный», «крепки». И он один восстал! Крепкий Никон высказал все в глаза своим противникам, обложивших его со всех сторон: «некому на вас жаловаться, разве только единому Богу!.. Хотите, верно, удавить, как митрополита Филиппа удавили!».
Если верить писаниям, то в ту пору происходило страшное!.. Никон, поднял голос и на царя, припомнил ему ордынскую древность: «и они, неверные, не судили сами церковных судов… не оскорбляли архиереев… а сами давали грамоты, которые всюду по митрополитом, монастырям и соборным церквам соблюдались до твоего царствования». Ко всему прочему, он предал проклятию и царскую семью, что до слез растрогало «тишайшего» царя. Облаченному в красную мантию Паисию Лигариду, главному оппоненту (которого сам Никон и пригласил в 1662 году для собственной защиты) тоже досталось: «а ты зачем говоришь со мною на проклятом латинском языке?». В ответ прозвучало: - «не говорю с тобой по-эллински, потому что ты невежда и не знаешь этого золотого языка». Паисий пригрозил судом папы римского!.. И Никона низложили.
* * *
Участь русской Веры была решена! Приемник Никона патриарх Иосиф скончался в 1672 году, следующий патриарх Питирим тоже прожил недолго. Далее патриархом был назначен Киевлянин Иоким. Как заметил первый российский историк, - «Иоким из убогого шляхетства». Царьков превратили в проходной двор, и на почве русской земли через пять веков после Владимира, появляется десятки тысяч еретиков. Откуда столько людей неправильно исповедовали Веру? Объяснить трудно. Верующие в Бога были названы «раскольниками», «еретиками»! После собора 1666 года последовали наказания, раскаявшихся отправили по дальним монастырям. Аввакума предали проклятию, Лазарь и Федор с отрезанными языками попали в темницу.
Осада Соловецкого монастыря была закончена 22 января 1676 года, тех, кто кричал «не принимаем новоизданных книг! Не хотим знать троеперстного сложения, имени Иисусе, трегубого аллилуия!.. и хотим остаться в старой вере» - казнили. «Раскол, по-видимому, подавленный в Соловецком монастыре, - как пишет Костомаров, - быстро, как пожар распространялся по Руси». …Сказано мягко. В 1681 году 1 апреля в Пустозерске себя сожгли протопоп Аввакум, поп Лазарь, дьякон Феодор, инок Епифаний… Дальше самосожжения шли возрастая. «Один пример поражал другие». Где показывались царские отряды, «толпы сами сжигали себя, нередко тысячами». Историк С.М.Соловьев в деталях описал картину этих событии. И как ни вспомнить здесь Вальтера: «Самый нелепый из всех деспотизмов… - это деспотизм священников, а из всех жреческих владычеств самое преступное – это, без сомнения, владычество священников христианской церкви». «…Со времени смерти сына святой девы не было, вероятно, почти ни одного дня, в который кто-либо не оказался убитым во имя его», писал философ XVIII века.