Глава третья Древняя история
«Пьяцца Колона»
Самой мощной армией в мире в начале первого тысячелетия новой эры, была Римская. Но если вспомнить когда был заложен Рим и посмотреть карту того времени, вспомнить дату закладки города на семи холмах, то величье Римской Армии выдвинется на второй, третий план. Если мы увидим на карте Индию, Китай, Персию, Парфян… то Рим окажется захолустьем, затворкой. А детище Марка Аврелия приобретет младенческий возрасте. Ребенок среди взрослых. Есть предположение, что Римская армия берет свое начало от азиатов, и если быть точнее, основоположником ее стал человек азиатских кровей.
Латинское слово «Аrmare» (делать способным к борьбе) является заимствованием чужого. Оно из древнетюркского языка. «Arm» означает в переводе «усталость», а слово «armi», «arema» означает «не уставай». Лингвисты знают, что это слово пришлое, поскольку, «на их языке (от кого пришло) название армии заимствованно от слова, которое значит упражнения». Оно и связанно с физическими упражнениями. Что бы солдат не уставал на воине, он должен был заниматься все время боевой подготовкой. Точить свое мастерство. Поэтому «рекруты и молодые солдаты постоянно упражнялись и утром и вечером». Под девизом «арыма» шла военная подготовка.
* * * Слово «солдат» связанно с тем же, тоже из древнетюркского языка. Здесь корень «sal» - махать, бить, ударять. «Saldur», «Saldet», - если буквально перевести, - «заставлять размахивать что-либо». Например: в современном турецком языке слово «Saldir», означает: – нападать, бросаться, кидаться (Немецкое: Soldat - воин. Английское: - Soldier).
Была военная присяга у солдат Римской Армии, где помимо других обещаний, римский солдат клялся не покидать или бросать в минуту опасности боевое знамя. Знамя было «священным символом». На флаге был изображен «Золотой орел». Орел еще один признак внешнего присутствия. Азиатского. Особым условием было получение жалования. При императоре Домициане солдат получал до двадцати золотых монет, ветеран три тысячи динарии. Так были созданы наемные войска, - легионы. Религии в армии не было. Язычники.
Вооружение: деревянный щит, обтянутый кожей вола, покрытый толстым листом меди, легкое копье, тяжелый дротик (pilum), коротки меч в основном из бронзы (у офицеров «клинок из (испанской) стали»). Латы, шлем, легкие сапоги, кольчуга. Еще одна отличительная черта, которую трудно упустить из вида, это отсутствие штанов. По какой причине римляне не носили их, то, этому фенамину до сих пор историки не могут дать ответа. Одни считают: не умели шить, другие считают, что им они были не нужны.
Кавалерия – это самое ценное в римской армии. Только содержание одной лошади обходилось в большую цену государственной казне. Особая «когорта», то есть в каждом легионе около шестисот всадников. Кавалерия считалось элитой, туда попадали только лучшие из лучших юношей Рима. Солдатам римской армии приходилось стойко переносить все тяготы службы в армии. Отсутствие лошадей, отсутствие повозок и кибиток заставляло их на себе тащить кроме своего оружия еще и кухонные принадлежности, провизию, что изматывало силы война, или наоборот, укрепляло выносливость.
*** Слово «сапер» (Sapeur), выведено из французского языка, означает: – инженер строительных войск. Как считается, появилось слово в XVII веке! Но оказывается, саперы были еще в древнем Риме, и выполняли они работу уборщиков. О римских инженерах Э.Гиббон написал следующее: «Лишь только было намечено для него место (место для лагеря Автор), саперы тщательно выравнивали почву, устраняли все, что могло мешать ее совершенной гладкости». И англичанин подсказал… Слово пришло из тюркского языка: «сюпюр» - означает – мести, подметать («сюпрюнди» - мусор, сор). В татарском языке звучит чуть по другому; «себер», «себеру» - подметать, подмести.
При Публий Элий Адриане в мирное время, армия состояла «из тридцати бригад». Численность всей Римской Армий тогда, составляло «триста семьдесят пять тысяч человек». В 162 году Рим начинает военные действия против парфянских войск, одержанные победы императорам-соправителям приносят ему титулы - «Армянский» и «Парфянский». Победа оказалась номинальной. Ни Армения ни Парфия не были превращены в римские провинции. В 167 году на Дунае, германские племена «маркоманов» и «квадов» с «сарматами» - вторглись в Римские владения. То - было начало варварского вторжения в Европу. Первый признак - «грозных воинов степей».
Далекие предки
Откуда возник народ «татары» на Волге: достоверно это никому не известно, достоверных фактов и доказательств нет. Как нет, скажем, достоверной информации о Великом Риме или Греции. Даже Египетские пирамиды покрыты тайнами. Все выдвинутые версии являются скорее гипотезами. Однако есть история Римской Империи, из многотомных страниц которой, можно проследить чуть ли не каждый день этого могущественного государства. Так почему же тогда нет истории далеких предков народов Поволжья? Гиббон написал: «Современные нам татары ничего не знают о завоеваниях своих предков, нашим знакомством с историей скифов мы обязаны их сношениям с учеными и образованными южными народами, с греками, персами и китайцами». Но можно ли относить слова историка только к современным татарам?..
Греческие историки оставили воспоминания о своих соседях. А сами они о себе, нечего. «Слишком равнодушное отношение к своему прошлому», - это менталитет тюркского этноса. По мнению немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Самая дешевая гордость – это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог гордиться». Мнение философа-иррационалиста подводит черту к этому вопросу…
*** Стоит внести ясность. В «веке просвещения» (XVIII в.), писать о «тюрках» или о «гуннах» было запрещено папским указом. И историкам не оставалось ничего другого как заменить эти слова другими, например: «варвар», «скиф», «татары»…
История Киевской Руси, к примеру, – сложена из мифов и приданий, что уж тут говорить о народах, заселивших среднюю полосу современной России. Сегодня на Поволжье живут десятки народов: - чуваши, мордва, удмурты, марийцы, вотяки и, пожалуй, одним из многочисленных являются - татары. Который, как и всякий другой народ, имеет свой язык, письменность, культуру и обладает прочими ценностями. Вот только одна проблема, - у этого народа нет истории. Даже аксакал не поведает её! Остановит свое повествование на полпути. Не отсутствие знании или мудрости помешают ему, а отсутствие памяти. У этого народа её стерли. Что тут до средней полосы? История России начинается с IX века! А остальных народов как бы и не было.
История татар (точнее их далеких предков) начинается даже не с VI века новой эры, как это принято в энциклопедических книгах, даже не с эпохи «великого переселения народов», а намного раньше. Ведь «народы не падают с неба и не срываются в земле»… Всеобще известно, племена «гуннов, аланов, тюрок… заселили центральную часть Европы в IV веке». Их путь остановил океан, дальше идти было некуда. Прошли весь континент. Так же известно, что, подчинив местные племена, они привели в упадок Римскую Империю. Уместно задать вопрос - почему о римлянах все известно, а о других народах практически ничего? Другой вопрос - куда они растворились? Официально считается «переселение» народов из северной Индии на Запад континента. То есть, заселение материка – «Алтайскими» народами.
*** В XIX веке, ученые Ф.Бопп и Р.Роск выдвинули теорию об индоевропейских народах. Нашли древний язык «Ариев», общее происхождение европейских языков… И, - в науке возникли индоевропейские языки! Этим была закрыта тема об алтайцах, об алтайских языках.
Кратко скажем: движение это началось еще в V веке до новой эры. Появление Персидского государства явилось результатом этого переселения, так же возникновение Парфян в себя включает эти элементы, как и появлений государства на полуострове Индостан. Эти поселенцы были носителями алтайской речи. Владели «руническим» письмом. Были авторами многих изобретении…
Самое главное это вера в бога «Тенгри». Вера «в вечное синее небо». С рождением Тенгри собственно, и появляются на свет «тюрки» («Тюркуты», «Терекуты»). В самом слове – «тюрк» скрыты слова определяющие принадлежность человека к данной религии. Верующий в Тенгри стал называться тюрком. (Китайские источники называют слово «тюрк» - как «тюкю», «тюркют».) «Тюрк» – на китайском языке означал сильный, а «ют» - суффикс множительного числа. По-тюркски: «turk» - сильный, могучи, «qut» - душа.
* * * По этой теме профессор Отто Маенхен-Хелфен оставил рукопись. Его титаническая работа носит название «Мир Гуннов». Книга Э.А.Томпсона называется – «ГУННЫ – Грозные воины степей». И еще многое, в том числе и прекрасная книга под названием «История татар Западной Сибири», включающая в себя историю древних тюрков. Автор этого научно-популярного издания Г.Л.Файзрахманов.
Гунны
Царем гуннов был Аттила. Его имя переводится как «отец» («ата», «аттайлан» - батюшка). Его государство в 445-454 годах достигает пика своего могущества. Размером – это пятнадцать римских империи. Огромная страна делилась на «Каганаты», своего рода административные разделения. Юрты, Улусы, Станы… Смерть правителя приводит к разделению и к обособленности народов. Государство, которое упоминается у восточных историков как Дешт и Кипчак, раздробляется. Чем же занимались и как жили те далекие предки современных народов России, в том числе и татар Поволжья. Основное хозяйство это разведение лошадей, овец. Крупнорогатого скота. Среди прочего домашнего скота держали и коз.
Кроме мяса и молока, ее продуктом еще являлась «кажа». Шкура козы была самой лучшей выделенной кожей для одежды. Применялась в основном для изготовления обуви. Тюркское слово «кэже» стало «кожей» («кожанка»). Так же было развито земледелие, выращивали просо, ячмень… Праздник («байрам»), «Сабантуй» например, сегодня знаменует окончания посевных работ. Где слова: «сабан» - это плуг, «туй», - праздник. Место празднования называлось «майдан».
* * * В древности слово «сабан» означало: парная упряжка волов с земледельческими пахотными орудиями или пахота. Возможно здесь корень слова «саб», - слово, речь; «сабед» - говорить, сообщать («сабче» - вестник, предсказатель). У тюрков была поговорка: (сабанда сандереш болса юртгунде иртуш болмас) «если во время пахоты будут споры, то при обработке урожая споров не будет». Одно это, - говорит за многое.
Тюрки не только были скотоводами, но и землепашцами. «Урак» (серп) - предназначался для уборки урожая. Раскопки археологов доказали, что сельское хозяйство играло большую роль в экономике древних народов Азии. Появлялись ремесленные хозяйства: черная металлургия, ювелирное дело. Создавались оружие, латы, также снаряжение для коней. Одежда была из кожи («кён» - выделанная кожа), меха, из войлока, также из шерстяной ткани. Были свои ткацкие станки («тегеу» - шить), прялки. Из войлока шили круглые шапки («башлык»; «баш» - голова). Суровые условия степной жизни принуждали создавать все новое и новое… С колыбели учились переносить голод и жажду. Степняками были созданы шаровары, шапки, халаты, сапоги, кафтаны и многое другое.
Кухня состояла как из молочных продуктов («кымыз», «эйрен», «йогурт»), так и из мяса. Были и выпечки: «пирок», так же и «лапша» («лакша» - пшеничная мука). В пищу употребляли и конину («кол баса», «пиль-мин»). «Кефир», тоже был изобретен тюрками.
* * * Тюрками из Карачая. Правильно название этого грибка: «гыпы», «гыфы» .М.М.Кавалевсий оставил интересное сообщение, он пишет: «Когда попадали в аулы, мы ели шашлык и кислое молоко, а иногда и кефир, который незадолго перед тем, именно в татарских обществах Кабарды, был испробован Керном и прославлен на весь мир».
Постоянные поиски новых пастбищ, кочевье привело к изобретению «юрт» (дом), «кибиток», что позволяло жить в них, при передвижении на дальние расстояния. В историю они вошли «кочевниками». Слово «коч», стало «кочевником». Слова «кочевье», «кучер» происходят от тюркского «коч», «кочю», - то есть переходить, передвигаться, перемещаться. (Немецкое: Kutscher – возница, кучер.)
Изобретение «самовара» тоже связанно с этими бытовыми трудностями. Можно было готовить еду на ходу. Сегодня у тюрков оно звучит как «семавер». Изобретение «бани» тоже их рук дело. Они первыми научились использовать горящий пар в пользу. «Бу» - пар, «ана» - мать. «Мать-пара». У сегодняшних французов: ванная, баня, купание – это «Bain», у англичан горящий, раскаленный, - «Burnig».
У историков остались разные упоминания об алтайцах, одни называли их: Гунны, Хунны; Великий Тюркский Каганат Уйгурский Каганат, Кыргызкий Каганат, Кимакский; Великая Булгария, Хазары, Половцы, Куманы, Печенеги, Авары... Все эти названия «входили» в одно целое. Десятки народов и народностей. Они были частицами одного ядра. Народа «Великой степи». Государства Дешт и Кипчак. «Вечного синего неба»… В IV веке до новой эры «Хунны», образовали мощное государство. Кочевые народы объединились, создав тем самым свою епархию. Племенной союз. Правитель назывался «ябгу» («jabyu» - титул верховного правителя). Одно из значении тюркского слова «эбеди», это – вечный.
Как полагают ученные, государственная система держалась на «военной демократии». Основное вооружение было лук и стрелы. Китайские хроники упоминают название государства как «Динлин», «Динлин-Го». Но события эти далекие… Была своя армия. Самое первое, это - «ат» (конь). Их лошади ценились очень высоко во всем мире: в Китае, Персии, Византии… В 396 году Джером писал: «завоеватели и повелители мира (солдаты Рима) теперь покорены теми, кто наводит дрожь от одного своего вида, кто не может ходить на ногах и думает, что они умрут как только ступит на землю…». «Едва только ребенок научился стоять без помощи матери, он оказывался на спине коня… из всех людей, ездивших на коне, этот народ живет на коне». Такие воспоминания оставили очевидцы. Верховая езда гуннов и аланов была непревзойденной. Интересны еще и некоторые воспоминания очевидцев. Арабский историк Абу Ибн Хасул, увидел «джигитовку», он пишет: «Тюрки могут исполнять на спине лошади то, чего не можнт танцор земле».
* * * Папский посол Марко Поло написал: «Земли так безопасны, что каждый хозяин… имеющий животных в изобилии, отмечал их своей печатью, накладываемой на шерсть коней и кобыл… затем он отпускал их кормиться повсюду на долине без смотрителя…».
«В писаниях Аммиануса об их вооружении лук и стрелы заняли первое место». Были различные луки - военные и охотничье. Военный «ja» («лук») достигал длины полтора метра, деревянная основа была покрыта сухожилием и имела выступ из рога. Семь костяных пластинок закрепляли проушину и рукоятку. C военным луком нельзя было ходить на охоту, очень точный и очень дорогой в изготовлении. Производились они профессиональными лучными мастерами. …От середины до каждого конца лук должен был быть хорошо зауклонен, что бы свести в один ровный изгиб. Изготовление требовало терпения и внимания. Уходили месяцы для создания одного только лука. Исследователи вычислили: время необходимое для выделки хорошего тюркского лука, включая время сушки и выдержки между операциями, составляло от пяти до десяти лет.
* * * Еще одно изобретение, это «аркан». Искусство метание «лассо». В татарском языке слово «аркан», веревка; «арка» - спина. Само слово показывает: бросить сзади, с тыла. Но корень слова здесь «арка», - обыскивать, искать. «Искать во множестве». То есть искать из толпы.
Дешт и Кипчак
Слово «кыпчак» непонятно для сегодняшнего уха, хотя и сегодня есть деревни, носящие это название, но, увы, – что оно означает, никто не знает. А появилось оно в III веке до нашей эры. В 155 году кипчаки заселили Западную Сибирь, Южную Сибирь, Южный Урал, Нижнюю и Северную Волгу и Нижний Дон. Продвигаясь на Запад, ассимилировались с уграми, аланами, сабирами и многими другими племенами. Возможно корень слова «Кыпчак», «qep», «qap» - близкий кровный родственник, или «qev» - счастье («куп», «куб» - много). Слово «дешт»- «деш», «теш» переводиться как - внешний, снаружи. Возможно, имелось в виду, – «вне дома Кыпчаки» (Дешт и Кипчак). «QEPCAQ», «QEVCAQ» - Кыпчаки.
Гунны проявляли интерес к культуре разных народов, они были знакомы с китайской, иранской, эллинской и многими другими. Относились с уважением к традициям соседствующих народов. Как отметили китайские историки, Сыма Цянь и Бань Ге: «у гуннов интерес к восприятию культуры соседей». Не вмешивались, не перенимали. Была своя культура. Культура тюрка, это особая культура, которую описать в двух словах невозможно. Через века прошла она. Хотя многое и изменилось. Тюрка по крови всегда можно узнать, - «он наивен как ребенок». Как бы не старался быть «сувором», все равно, гены дают о себе знать.
* * * Академик Л.Н.Гумилев, посвятивший всю свою жизнь изучению истории алтайцев, сказал: – «Лично мне, тесные контакты с казахами, татарами, узбеками показали, что дружить с этими народами просто. Надо лишь быть с ними искренне доброжелательными и уважать своеобразие их обычаев. Ведь сами они свой стиль поведения никому не навязывают».
С появлением «Тангрианской Веры», с рождением «Тенгри» (Тангра, Тейри, Денгри), кочевники стали набожными. Верующего в «тенгри» называли тюрком, не зависимо от того, кем он был по происхождению. Какому роду племени принадлежал. Древние произносили его как «Tanri», «Tangri», с носовым «ng». Значило оно многое: - Небо, Бог, Божество, божественный, повелитель, господин. Свои храмы и святилища называли - «tanrilig». Здесь корнем, возможно, стало слово «Tan», - чудо, удивительный, заря, тело. В 595 году Ф.Симокатта записал: «Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, но покланяются же единственному тому, кто создал небо и землю, и называют его богом».
В турецком языке бог, это – «Tenri». Хотя Турция и мусульманская страна, но слово сохранилось. Современные татары позабыли это слово, но отголосок все же остался, слова: «гёр», «гёрлей»; «гремит», «гром», - здесь, перевода не требуют. Сохранились поговорки: «Гром не грянет, мужик не перекрестится», «На Святой гром, к урожаю», «Не из тучи гром, из навозной кучи».
* * * Европейцы тоже оставили в своих словарях это слово. Например у французов: «tonnere», «tonner», - гром, молния, потрясающий; у англичан, «tone» - тон, гудок. «В X веке в период уйгурского каганата уйгуры почитали громовые удары и приносили жертвы духам земли». Небо давало власть каганам и ханам, даровала победы над врагами. По «милости неба» объединялись племена. Таковы были поверий.
Символом, знаком веры стал равносторонни крест. Крест «Аджи». Подняв в небо взор, взглянув на него, они увидели… Солнце медленно выходящее из-за туч, высекало несколько лучей, лучи шли как бы на четыре стороны. Прищурив глаза, тоже можно увидеть такое. С тех пор, все что было связанно с небом, было божественным. Вера в Бога кочевников заставило бережно относиться к окружающей среде, к бытовым и к другим ценностям. Крест приобрел свой цвет – желтый. В тюркских языках слово желтый будет «sare», отсюда «сарай» (дворец)… Дорогой цвет для тюрка. Возможно от этого корня и слово «Царь».
Еще была вера в духов, в загробную жизнь, это считалось продолжением жизни. Хоронили покойного с домашней утварью, нередко с прислугой и с наложницами. По этому, они не знали страха, он был им не ведом. Тюрк не имел право умереть, не совершив подвига. Он рождался для благородных поступков.
* * * «Тюрки не знают ни лести, ни обмана, ни лицемерия, ни наушничества, ни притворства, ни клеветы, ни высокомерия к близким, ни притеснения сотоварищей, они не подвержены к пороку ересей, не присваивают имущество по причине различного толкования закона»: - ал-Джахизом (Р.М.Асадов «Арабские источники о тюрках в раннем средневековье»).