Глава четвертая  Славянское Государство

Булгар

      Происхождение слова «Булгар» («Болгар») доподлинно не известно, конкретно что именно оно обозначало. В исторических книгах есть, - Болгария, Булгария, Булгары. Искать этимологию из славянских словарей тут не имеет смысла, Булгары – древние тюрки. В тюркских языках есть корни, имеющие несколько значении. Есть слова: «бул» - будь; «булу» - буду; «булгау» - махать, размахивать, болтать. Возможно, смешанность разных народов привело к образованию этого этноса. Название современного государства на балканском полуострове в русском языке произносится как Болгария. Почему? Ведь во многих языках его фонетика другая, например, транскрипция на французском – «бюлгари», по-английски Bulgaria. Произношение на турецком – Bulgar. Правильнее будет все-таки – «Булгар». То есть «смешанный», «смешанные».

     К сожалению,  традиционная российская историография мало выделило место для них на своих страницах. Булгары являются предками тех «татар», которые сегодня живут в центре России. Тех, чью древнюю историю загнали в темный угол. Сначала отняли у них имя, потом изменили  язык… Лишили памяти.

     Но, скрыть все невозможно… Современная историческая наука не отвергает происхождения народа из тюрков, но и, не смотря на это, логическую цепочку проследить очень трудно (скудны данные в российских учебниках). Источников о Хазарах и Булгарах времен раннего средневековья очень мало, хотя страны эти находились в центре русского государства. И сегодня являются историей России. Есть интересная формулировка российской науки: - «Хазары исчезли с карты мира еще много веков назад, и до сих пор не вполне ясна их судьба». Но вспомним великого Карамзина: - «народы не падают с неба и не срываются в земле».

    Сначала о Булгарах и Хазарах V-IV веков. В 630 (30-70 гг.) году начинается война между Булгарским каганатом и Хазарами. Война под предводительством Хана Кровата длится на протяжении полувека. Смерть отца, сыновей заставляет принять решение. Каганат разделяется на части. Они уходят от границ Хазарии. «Значительная часть булгар, ушла на запад, главным образом на Балканы». Сохранившие  по сей день свое название имеют свои истоки. (Болгары.) Также доподлинно известно как на Запад, на поиск новых земель, свою Орду повел Аспарух, один из сыновей Булгарского Кагана. Другой повел своих к берегам реки Кама. И «небольшое государство, в VIII веке появилось на Средней Волге». В летописях упоминается как «Волжская Булгария».  В своей книге Э.Гиббон пишет: «Один из древних болгарских царей дал своим пяти сыновом предсмертное наставление быть воздержанными и жить в согласии… эти пять принцев, похоронив отца, разделили между собой его подданных и рогатый скот… расстались друг с другом и отправились бродить в поисках счастья, а самого отважного из них мы находим в Италии под покровительством равеннского экзараха».

 

* * * Сегодняшние татарские историки не редко отождествляют Великую Булгарию с Волжской Булгарией. На мой взгляд, это не одно и тоже. Великая Булгария прекратило свое существование в конце  VII века.

Хан Кубрат

     В сознании человека есть некая часть истории своих предков. Он знает столько, сколько для него достаточно. Большего и не надо. Для крымского украинца, например: предки «скифы». Кого он называет под скифами?.. И какой народ обитал там триста лет назад?.. Для казанского татарина, это, - «Казанское Ханство», или «Золотая орда». Стыдиться этим или гордиться - каждый выбирает сам. Дело личное. Но начало есть у всего. В седьмом веке в предкавказье жили булгары.  Эту группу составляли различные племена, - «утургуры», «унногундуры», «оногуры»… Территория находилась между Азовским морем и Каспийским. Перекочевали они из Черного Иртыша. Вождь «уногундуров» объединяет всех в одно целое. Ханом становится Кубрат, а объединенные племена получает название - булгары.

 

* * * Происхождение Хана Кубрата в книгах описано мелким шрифтом, а его деяния и могущество большим… В честь чего его так назвали? Древнетюркское: «Quvrat» («кубрат», «куврат») – собирать, скапливать. Корень: «кувра» - собираться, сосредотачиваться, скопляться. (Татарское: «куплет», «кубэйту» - множить, скапливать.)

 

    Ученым не известно, при каких обстоятельствах скопились эти народы в VI веке. Версия казанских историков гласит, - что Болгары, объединившись предположительно с унногурами во главе с кланом Дуло, образовали в начале VII века союз племен в составе Аварского каганата. В 635 году правитель болгар Органа и его племянник Кубрат, освободившись от власти аваров, создали в Приазовье этнополитическое объединение болгарских племен, которое вошло в историю под названием «Великая Болгария». Территория Великой Болгарии в период наивысшего расцвета простиралась в степях Восточного Причерноморья от р. Кубань до р. Днепр.

 

* * * Но стоит упомянуть и хана Хосрая, который в 626 год вторгся во владения Византийской Империи. И что «под знаменем хагана шла восьмидесятитысячная армия, в состав которой входили, кроме его природных подданных, вассальные племена». Историк Крузе первое появление булгар на Дону дотирует 463 годом.

 

     Новый каганат заявляет о себе в 635 году войною с аварами, где последние терпят поражение. Булгары вызывает интерес Константинополя. Создаются дипломатические отношения. Словарный запас Греков дополняется новыми словами, которые в измененной форме входят в их лексикон. Французский историк Л.Мюссе пишет: «багатур, таркан, кавкан, боляр… носили в себе для них, загадочный смысл происхождения». «Однако этого достаточно, чтобы с относительной уверенностью классифицировать протоболгарский язык и обнаружить достаточно оригинальную культуру. Список ханов доказывает, что этническое сознание болгар имело более древние и прочные корни, чем у большинства степных народов… они же выбивают исторические надписи на разговорном греческом, не чуждом эпического вдохновения, в вперемешку с тюркскими словами, высекают грандиозный каменный рельеф, изображающие хана верхом на коне, пронзающего хищников».

 

* * *  Титул «бояре», «боярин», происходит от древнетюркского слова «baj», - богатый, щедрый. В древности говорили: «bajayut», «bajerlek» - то есть, разбогатевши, созревши, достигши. Татарское: «бай», «баег» - богатый, разбогатевши. Немецкое: «Bojar» - боярин.

Хан Аспарух

     Информация о Булгарах Аспаруха сохранилась в Европейских источниках. За это, мы благодарны греческим историкам. Но «сведений о Болгарах Волжских мы не имеем до 922 года, когда правитель Алмус (Алмуш) принял ислам, для чего отправил послов к халифу Муктадиру с просьбой прислать людей, сведущих в законе, и архитекторов для построения мечети и крепости». У русских историков XIX века, практически нет информации о Волжских Булгарах до этого исторического момента. До принятия религии. Но, рассмотрим историю тех Булгар, чьих сохранилась.

     Соседство с Византией приносит свои плоды. Тесная связь образуется не только территориально, но и в политической и в духовной форме. Византийцы активно помогают укрепляться соседнему государству. Сегодняшним болгарским детям приход Аспаруха рассказывают как легенду…  Никакой легенды тут нет! Византийский правитель Константин IV Погонат, официально уступает им земли Мезии в 681 году. И на этой территории потомок Аттилы создает  новое государство. Лично сам Хан, размечает свою резиденцию в Плиске (Абоба). Трудом рабов-невольников возводится дворец с «тронным залом»…

    

* * *   Здесь уместно упомянуть Азиатский вояж Юстиниана II, тирана изгнанного из своей Империи. «Ринотмета» (Безносого) высылают в город Херсонес, на Крымский полуостров. Через три года из негостеприимного полуострова Юстиниан бежит к Хазарам. Там, Ханом, для него назначается резиденция, город Фанагория, на южном берегу Меотийского озера. Юстиниан жениться на сестре Хана. Но он бежит. «Задушив своими собственными руками двух ханских эмиссаров» он уплывает на поиск новых и надежных союзников. На устье Дуная, где «Болгарское царство простиралось до пределов Фракии», он уговаривает Хана Тербелиса, помочь возвратить трон, обещая выдать за него дочь «и уделить значительную часть римских сокровищ». И уже скоро Апсимар, «пятнадцатитысячную булгарскую конницу» наблюдал из стен Константинополя.

      Юстиниан расплатился по всем долгам. «Вызвал к себе жену», сестру хана из крымского полуострова, которая по крещению получает имя Феодора. А хан Тербелис получает обещанные  золотые монеты, «объем которых он отмерил длиною своей скифской плети».

 

     В истории этого каганата ханы насилии тюркские имена, государственным языком был тюркский. Сохраненные древние адаты модернизировали армию. Она была отличительной чертой для соседствующих народов. Последователем Аспаруха стал Хан Тервель. Как указывают источники, в 705 году  он принимает титул «кесаря». Вмешательство во внутриполитические дела Булгарии Константинопольским дворам приводит ко многим войнам. Под предводительством  грозного Хана Крума начинается война за сопредельные территории. Болгары захватывают многие города, в том числе и город Средика (София).

    Для византийской истории это одна из ее трагических страниц. Война заканчивается в 814 году, заканчивается гибелью Императора Никифора, и висячее на волоске положение греков спасает Лев V (Армянин). Конфликт был связан скорей с безвыходностью булгар, «более могущественные народы, которые стали переселяться вслед за ними, не дозволяли им не возвратиться на Север, ни расширять свои владения в западном направлении».

    Кто спровоцировал эту войну?..  Византийский Император Никифор проникает во владения Булгар и сжигает царский дворец, его солдаты начинают делить добычу. Предложенный мир он отвергает. Булгары собрав свой «куч» (силу) преграждают пути отступления Византийцам. «Утром третьего дня болгары неожиданно напали на лагерь и умертвили римского монарха, а также высших сановников империи».

 

* * * Знаменитый тюрколог Мурад Аджи в своей книге «Азиатская Европа» написал: «В далекие века у степных народов существовал обычай, если человек из войска противника был храбрым, отличался героизмом. То он становился примером для подражания не только у своих но и у противника. Попав в плен его жестоко убивали. Поверие говорило: «Когда ты переродишься, удостой нас чести родиться на нашей земле». Этого героя приносили в жертву.  Но в этом случае ритуал нужно было обязательно соблюсти. В процессе казни душа «героя становилось уже не врагом, духом-покровителем и защитником». Так и поступили кипчаки со своим грозным противником, «голова Никифора была надета на пику, и отделанный золотом его череп потом часто наполнялся вином при праздновании победы». …Здесь традиции степных народов. Древняя традиция тюрков. В истории, вождь лангобардов Альбион тоже пользовался такой чашей для питья, и такую же посуду приобрели Печенеги.

Хан Богорис

     Наследник Крума, Хан Омуртаг в 816 году заключает перемирие с Византией  на тридцать лет. «Великая фракийская стена» встает между ними. И Болгар, хитрая «византийская» политическая игра приводит к событиям 864 года. Что же случилось в этом году? Тому кто не знаком с историей Византийской Империи, пожалуй, трудно будет понять суть и смысл принятия христианства Болгарским Каганатом. В современных книжках Византия описана розовыми красками. Но реальные события далеких лет вызывают лишь жалость и сочувствия форпосту Великой Римской Империи. Э.Гиббон выразился кратко: «…в течение которого греки упали ниже общего уровня рабов и… переходили, подобно стаду низких животных, от одного повелителя к другому».

     Надо заметить, что против Империи, стояли Государства, с которыми происходили военные столкновения в течение нескольких веков. С которыми надо было считаться. В своем большинстве, это были тюркские государства, населенные людьми азиатского происхождения. К примеру: основателем Венгерского Королевства был человек тюркских кровей. Звали его Войк (Святой Иштван). В 1000 году папа Сильвестр II возводит его на «королевский трон».

   

* * * Профессор Д.Ласло в книге «Народ Апрада», об этом написал следующее: «Нет сомнения, что родным языком Ишвана был тюркский, и стал он венгром среди своего народа… широкие слои венгерской нации – главным образом высокого уровня – были тюркского происхождения… говорили  на тюркском языке, тюркский язык был языком официальным, дипломатии, военных». Тут поспорить с профессором трудно! Знаток нескольких языков, в том числе и тюркских, венгр А.Вамбери, написал: «То, что венгерский язык относится к алтайской семье языков, знает каждый, но к финской или же к татарской ее ветви – вот вопрос, который ждет своего ответа».

       

    Тюрку брать чужое, присваивать себе, не разрешали законы предков. Только завоеванное… Набожный Алтаец не мог этого сделать - не позволял «Тенгри». А завоевать его самого, физически, не удавалось никому, никому это было не под силу. Отшлифованная боевая тактика, стратегия, дисциплина, еще со времен Великого Атиллы, выдвигали воинов степи на передний план среди других армии мира. Им не было равных. Греческие вторжения на территорию своих соседей не приносили плодов. Каждая предпринятая компания терпела неудачу. Видимо, тогда и появилась идея - «врага победить изнутри». Греки знали:  «тюрк наивный ребенок»!

 

*  *  *Хан Богорис (тюрк: «бюгур» - сгибать, наклонять; «бюгулес» - согнутое, сгибающий), наследовавши ханскую власть от Оморгата примерно в 852 году, принимает крещение от Императора Михаила. «Борис вместе со своим народом принял крещение», пишет историк Л.Мюссе. В этой цитате кроется не только поверхностное передача информации, но и откровенное лукавство. Неправильная подача имени Хана это мелочь, но, «со своим народом принял крещение», - это закрытие темы… Эта болгарская авантюра станет костью в горле Римского и Константинопольского христианства, что приведет в дальнейшем к исчезновению слова Византия со всех карт мира.

     Заключенному «договору о мире» в 847 году при императоре Пресиаме, истекал срок. В официальной истории к этому месту подведена плавная черта: «они постепенно освобождались от условий жизни кочевого азиатского народа и воспринимали обычаи и нравы европейских народов». «В Болгарии подразумеваемый переворот произведен был Богорисом, вызвав, однако, значительное потрясения». Переворот это, или эволюция, об этом судить не историкам… Что случилось, то случилось. Факт остается фактом. Оправдывать Хана  «тяготениям» к европейской жизни не имеет смысла. Хотя, если посудить, то доля правды в этом есть.

     После оглашения нового явления в Каганате, бояре подняли народ против византийского крещения. Богориса назвали «изменником отеческих обычаев». Возмущенные «комитеты» собрались вокруг дворца расправиться с правителем. Положение Богориса осложняется тупиковой ситуацией. Но, его положение спасают рабы, то есть та част населения, «которое до сели не принимало участье в администрации и не пользовалось политическими правами». Освобожденные и вооруженные «рабы-невольники» становятся гвардейцами «князя» Бориса. Как написал византиновед Ф.И.Успенский: «С помощью славян Богорис потушил движение, казнив главных бунтовщиков в числе 52, и тем нанес непоправимый удар родовой болгарской знати». За одну ночь были казнены пятьдесят два боярина…

    Меняются «административные и политические правила». И в новом государстве первыми свое крещение получают - «славяне». По обычаю, по имени отца крестителя, крещенный получает христианское имя - Михаил.  Тюрк Богорис стал славянином Михаилом. Его сын, получивший хорошее «образование и воспитание» у  Греческих учителей, в 913 году коронуется с титулом «Императора-соправителя», Константином VII. Так появляется в мире первое  «Славянское Государство».

Князь Богарис-Михаил

    Как крещение Владимира, так и крещение Богориса, в истории укутано туманом. Это звенья одной цепи. Тут не обошлось без участья Рима, и, несомненно, участье греческого патриарха Фотия. Западная политика привела к изменению Болгарского строя. По сегодняшний день сохранились письма руководителей восточной и западной церкви христианского мира того времени. Пытливый ум может разобрать там, то, как шел дележ этого пирога. Строки некоторых писем просто заставляют содрогнуться. Но трагедия только начиналась, если осмелиться назвать это таковым. Каждый народ проходит свою реформацию, так, или иначе.

    И, оказавшимися между молотом и наковальней, между Азией и Европой: -  молот постепенно приводится в действие. Для новообращенных требовался «новый язык». Языка христианской литургии они не понимали, книги, написанные латинскими буквами они не умели читать.

    И в 866-867 годах в Болгарию повалил поток проповедников христианских догматов, как со стороны папы, так и со стороны Византийского двора. Даже «Король Людовик, удовлетворяя просьбу, отправил епископа Ерменриха. Но когда они прибыли туда, то нашли, что посланные Римским первосвященником епископы наполнили уже всю страну, проповедуя и крестя». Болгарские послы не разбирались в чужой религии: будь тот католик, православный или Германский Король, у всех просили прислать проповедников веры. Невозможно было вразумить народ, который тормошился между новым и старым. Пришлых епископов не жаловали, где-то их прогоняли, где-то не принимали. Иногда пробирались лжесвященники, разоблачение которым, стоило ушей и носа, или  жизни.

 

* * * Посол Михаила (Богориса) по имени Петр прибыл в Рим «с любопытным письменным актом, в котором в 106 пунктах изложены были нужды и потребности страны». Интересно, на каком языке был написан этот акт?.. Существует памятник под названием «Responsa ad consulta Bulgarorum», где определено, кому управлять «духовностью в этой стране».

 

     Все протекает естественным путем революции. Новой стране требуются преобразования. Требуется письменность, «так как новые условия жизни, вызванные обращением к христианству, произвели полный переворот в мнениях и в настроениях».  Нуждались в подведении их под «определенные нормы». Письменность, требовалось «подвести под определенные нормы». А не создание ее!

    Как Юстиниан в свое время проводит реконструкцию римского права, то же повторяется здесь. Аналогичный случай. То есть требуются новые гражданские законы, руководства для судебной практики и многое другое. Для чего из Вечного города высылаются книги. Надо заметить: «этим любопытным вопросом», историки занимаются, по сей день. Или они не были отправлены, или не дошли до места назначения,  или были невостребованными. Ответ на любопытный вопрос один, - их не умели читать! Переводить их было некому.

    Наивные тюрки, - теряющие память, - Папе Римскому задавали вопросы, например: «у нас обычай, что прежде сражения наш государь посылал мужа испытанной верности и благоразумия осмотреть оружие, коней и все нужное для боя и если что у кого окажется не в должном порядке, то его казнить, - как теперь поступать?». Какой ответ этим нечастным мог дать папа?.. Хитрость Римской политики и заключалось в этом!.. Но ответ был: – «действовать на основании закона!»

    Тюрки, столетиями жившие по своим древним «адатам», «законам»… теперь изучали Римское Право. Для начального образования, сам папа написал для них книжку под названием «древне-славянское право». Ничего удивительного тут нет, без знания римской юриспруденции в Европу не пускали! Стране требовалась единая нация, поскольку, «бояре» и «рабы» были на одном положении. Одинаковый статус. Вчерашние невольники взяли вверх, стали хозяевами. Если учесть, что рабы поступали из разных регионов, то разноголосье надо было упорядочить. В истории случайностей нет. Каждая случайность, это закономерность.

    Заставить народ говорить и писать на латинском и греческом языках задача невозможная. Это могло привести и к  непоправимому. Поэтому Византийский двор принимает соломоново решение. Создать средний язык, новую письменность…  Этой задачей успешно справляются два брата из местечка Фессалоники (Солуни). Два тюрка по крови, Константин и Мефодий.

 

* * *  Константин (Кирилл) родился 827 году, год рождения Мефодия и место, не известно. Родились в семье «друнгаря», византийского военачальника. Учителями Кирилла (Философа) в Константинополе были Лев Математик и Фоти. Кирилл и Мефодий в 863 году были приглашены князем Ростиславом в Моравию, для введения богослужения на славянском языке.

 

     Тюркским языком Солунские братья владели в совершенстве и знали особенности тюркской речи. Также знали античную философию и были знакомы с философией Алтая. Ими создается богослужебный язык. Изобретенная буквица, а точнее переделанные руны  получают восторженный отклик у самого Папы Адриана II. Книги «славянские» им были освящены. Папа в своем письме написал следующие строки: «Мы одобряем славянские письмена, изобретенные Константином Философом, на которых правильно воздается хвалы Богу, и разрешаем повествовать и изъяснять на этом языке чудесные деяния Господа нашего…  Впрочем, повелеваем во всех церквах земли твоей ради вещей торжественности читать св. Евангелие сначала на латинском, потом уже в славянском переводе для тех, кто не в состоянии понимать латинского текста…». Если взять за основу то, что Болгары славяне не знали латыни и «нового языка», то автора этого письма можно принять за сумасшедшего. Но (!) следующее письмо ставит все на место. «Слышали еще, что литургию совершаешь  на варварском, т. е. на славянском, языке…» (письмо к Мефодию). Эти строки приводят к удивлению историка Ф.Успенского, он пишет: «Нигде с такой определенностью не расчленен этот вопрос, как в приведенном  документе: с одной стороны, проповедь и церковные молитвы – на это нет запрета, с другой – совершение литургии на славянском – варварском языке подвергается запрещению». Дальше он заметил: «Греки плохо понимали латинский, итальянцы – греческий язык и самые переводчики не обладали достаточными знаниями». О какой литургии на латыни у славян может идти речь, если сами Греки не понимали этого языка?

   

* * *   Приблизительно в 867 году, Византийский Император Василий I проводит реформу юриспруденции, «устарелые Институты, Пандекты, Кодексы и Новеллы были переделаны на греческий язык».

    

    Из далекого средневековья до нас доносится, - «Как проклят ты в Константинополе, так будь проклят и в Риме», и «Тут сидит дьявол, который устами Фотия сказал такие слова, которых сам не мог произнести».  …Это, голоса отцов западной и восточной церкви христианского мира. 5 октября 870 года открывается VIII Вселенский Собор. Историки в один голос заметили - «достижение торжества римской идеи!». Собор решает два вопроса: признать Фотия еретиком и «Церковная организация Болгарии!». Для решения второго вопроса Михаил (Богорис) присылает послов во главе с боярином Петром. И из уст посла прозвучало следующее: «какой Церкви Болгария должна подчиняться?».

    Начались новые споры. Латиняне, церковную организацию тянули на себя, греки на себя. Кому должна подчиняться болгарская церковь (?) – вопрос завис в воздухе. Римские легаты объяснили, что «от Папы Николая он (ваш царь) получил наставления». Греки: «Кому принадлежала эта страна, когда вы завладели ею?». Легаты не унимались: - «Апостольский престол с древних времен имел под своей властью Епир, Фессалию и Дирданию, то есть те страны, к коим принадлежит Болгария, далее Болгария обращена в христианство латинским духовенством и зависит от Рима уже в течение трех лет». Историческую справедливость доказывали друг другу долго.

    Чем закончилось это дело не известно, но известно другое, то, что после Собора 870 года Булгары подчинились Греческой Церкви. «И получил (Богорис) самостоятельное церковное устройство под управлением своего архиепископа».

 

* * * Подлинный «акт» Собора не сохранился. Документ потерян. Есть только перевод на латинском языке, сделанный Анастасом Библиотекарем. Почему утерян документ?.. Римские легаты были подвержены нападению славянских пиратов. Находились долго в плену. «По возвращении в Рим, они не могли представить папе соборных актов».

 

     Детей болгарской знати забирали в Константинопольские школы для воспитания и обучения. Сын Богориса Симеон, там овладел риторикой Демосфена и логикой Аристотеля. Но как всегда в истории… революции выходят боком для начинателей. Болгария берется оспаривать у Византии господство на Балканском полуострове. С конца IX века властители начинают называть себя «царями болгарскими и греческими». По словам Гиббона, «Симеон сняв ряжу монаха, встал во главе Болгарского Государства. Его сорокалетнее правление, было периодом,  когда, одно умение уклониться от ударов этой грозной нации считалось победой».

     Отнюдь, это было не приобщение диких варваров к чистоте, к Вере - это было политическим решением проблемы. Проблема поиска союзников. Богорис мечтал создать отдельный патриархат. Независимый, свой. Но. Страну затопили в крови. Его народ не принимал новой веры. По смерти  Мефодия, «Национальная Славянская Церковь» в Моравии была уничтожена папой и баварским духовенством.

    

   

 

© nikolaj-ginov
Сделать бесплатный сайт с uCoz