Глава седьмая Роковой пробел
Русская проблема
На протяжении последних веков, в русской историографии существует проблема. Русские историки не могут определиться с термином «Русь». С одной стороны это как кость в горле, с другой, сладкий пирог на праздничном столе. Не знают, что с ним делать. В середине двадцатого века эту «русскую проблему» начали решать Европейские ученные. Проблему «этимологии национального имени русских»! До этого, как бы было не до этого. Профессор Л.Мюссе считал: «это слово появилось в 839 году… Ruotsi, Rootsi… и сегодня украшают балтийские берега». Французский ученый, исследовав тему, написал следующее: «Новое название было очень быстро принято киевским княжеством и его соседями» (источник: Arkiv For nordisk filologi). Э.Гиббон написал: «понятие русские впервые стало известно в Европе в девятом столетии».
Наиболее вероятную этимологию слова, вывели из Скандинавии: - «это производное слово от древнескандинавского «rodhr», либо в прямом смысле, либо в косвенном». В прямом смысле, это, «экспедиция кораблей на веслах, или подразделение морской армии». В косвенном - название региона Упланда в Щвеции, «Roden» или «Roslagen». Где набиралось войско. Но это только мнение одного ученного. Еще одно интересное свидетельство это то, что Балтийское море в X веке называли «Варяжским», а с появления Русского Государства стали называть «русским морем». По крайней мере, если даже не вывели правильную этимологию, то хотя бы объяснили, откуда оно. В любом случае слово родом из Скандинавского полуострова.
Сегодня известно что, «варяги, приплывшие на эти земли (Новгорода, Киева), называли ее «страной городов» (Gardariki). На их языке, названия этих городов, звучали как Holmgardhr (Новгород), Aldejgjubog (Старая Ладога), Kaеnugardhr (Киев)… А имена пришельцев были: Ингвар, Хельги, Хельга. Мюссе пишет, «большинство русских специалистов, отказывались вести дискуссию на условиях, предложенных скандинавскими историками». Почему отказывались, - не совсем ясно!? Ведь русские исторические книги не скрывают «норманнского начала Руси», включая работы первых российских историков А.Лызлова и В.Татищева.
* * * В.Татищев в своей книге «История Российская» напомнил читателю о родстве русских со шведами, написал следующее: «Царь Михаил Федорович для возобновления древнего с датским королем союза… по совету с патриархом и боярами положил намерение взять короля датского Христиана 4-го сына Волдемара… и выдать за него дочь свою царевну Ирину… ».
Сегодня Россия является страной, над которой опустили черный плащ, и самая плотная часть материи попала на ее западную территорию. Но все началось давно. Новую историю для новой страны начал писать Ярослав Мудрый. С варяжским правом и с Византийскими мыслями им была написана «Русская Правда». Французское слово «prouver», имеет значение: – доказывать, свидетельствовать; «prouvoir» - влияние, власть, сила, полномочие. А в тюркском языке слово «прова», означает: - проверять, корректировать. Получилось коррекция «государственного закона».
* * * Н.И.Костомаров заметил: «Ярославу принадлежит начало сборника древних законов под названием «Русской правды». Сборник этот, существующий в нескольких различных то более, то менее полных редакциях, заключает законоположение, установленные в разные времена и в разных местах, чего в точности определить невозможно». Ф.И.Успенский написал: «И походы на Константинополь, и договоры с греками, и Русская Правда – относятся к норманнской дружине и не говорят ничего о славянах». По-тюркски «ител» - делай, совершай. Отсюда и – «прав-итель». (Тюркское: «Провда» - заведомая лож.)
Свои коррективы в XV веке, в историю «норманнской дружины» внесла гречанка Софья Палеолог, жена Ивана III. Во времена правления первых Романовых учебники истории тоже меняли своё содержание. А Петр I, не покладая рук, трудился над этим вопросом. Как заметил Бестужев-Рюмин: «первоначальниками науки были у нас ученые немцы». Немец, Коль пишет сочинение под названием «Введение в историю литературы славянской». Другой немец, «не хотевший выучится по-русски» Готлиб Сигфрид Байер, пишет о скифах варягах и скандинавах. Г.Ф.Миллер, считался «настоящим отцом русской исторической науки». Затем, отцами являются - Фишер, Штрубе де Пирмонт… Эти западные имена и создавали российскую историографию.
В 1767 году, мало известную хронику киевского монаха Нестара «Повести Временных лет», издают в Петербурге. Из нее выходит фраза, - «…беша у него Варязи и Словении и прчи, прозвашася Русью». Эта книга претерпела многократного редактирования. Есть версия, что она писалась на территории Византии. В Греции. Там, в начале второго тысячелетия, создавали историю варяжской Руси. Ну а в советский период российский человек уже не верил ни в бога, ни в черта, ни в историю!
* * *
Как в природе заведено, ребенок став взрослым, выучившись, начинает спорить с родителями. Так и в России, получив (западное) образование, русы начинают обсуждать появление себя на свет. Не слыша рядом никого! В конце XIX века в России появляются две школы, одна школа за норманнское происхождение русского этноса, другая за славянское. Виной послужила фраза: - «по отношению к имени «Русь», установлен роковой пробел». В русской интеллигенции возникает два направления – славянофильство и западничество. Для предстоящих поединков с оппонентами, каждая школа собирала исторические материалы. Особые страсти накалились в год празднования девятисотлетия крещения Руси. «Борьба между ними сделали проблему развития Запада предметом общественного интереса».
…«Означает ли Русь скандинавское или туземное славянское?». Здесь историк заметил правильно: «пойдешь по этой дороге, уйдешь в Скандинавию, по другой славянскую Русь, но где эта Русь находиться, никто не знает»! «Все больше историков тогда снаряжали экспедиции в древнюю русскую историю, в темную ее область». Написал Ф.Успенский. И караваны пошли. Идут по сей день. Возможно, их всколыхнуло публичное выступление в 1878 году датского лингвиста Томсона, который разворошил гнездо под названием «русская история». Может быть тогда, впервые русские ученые и задумались о том – что пишут? И кому нужна такая наука? И в конце века российской Академией наук отправляются две экспедиции, по маршруту проложенному Н.Ядринцевым. Финская и русская. Русскую возглавил В.В.Радлов.
* * * Николай Михайлович Ядринцев (1842-1894). Дал предположение руническим надписям Минусинского музея, о принадлежности их к тюркам. Первым в России произнес: «Подобные могильники и монументы могут быть приписаны только Тукю или уйгурам. Открытие рунических надписей в центре Монголии проливает новый свет на их распространение в Азии».
Датский языковед Вильгельм Людвиг Томсон, и русский тюрколог Василий Васильевич Радлов приступили к дешифровке «тюркских рунических памятников». И, 25 ноября 1893 года Томсон - нашел ключ к чтению орхоно-енисейских надписей, 15 декабря этого же года доложил о своем открытии конференции Датской академии наук. Радлов представил свою работу в Петербургской Академии наук в 1894 года. Это были переводы памятников «Куль-Тегина», дотируемых 731 годом новой эры.
И впервые из глубины этого памятника на свет выходит слово «Тангри».
* * * Радлов (Radloff) Фридрих Вильгельм, немец по происхождению стал востоковедом-тюркологом, этнографом, переводчиком, академиком Петербургской Академии наук. В.Томсон писал В.Радлову: «Что касается толкования и перевода самых надписей, то я только сожалею, что я не Радлов».
Федор Иванович Успенский
«Целая фаланга ученных начиная с прошлого столетия, боролись до изнеможения отстаивая всеми силами неприкосновенность этого места летописи», пишет Успенский. К тому времени было доказано что, скандинавская школа имеет «более длинную и старую историю чем противоположная ей славянская», и держалась она на трудах историков XVIII века – Байера, Миллера, Шлецера. Но и славянская не уступала свою позицию, здесь стояли Венелин, Каченовский, Надеждин, Максимович.
Норманисты и славянисты спорили. Искали свою историческую родину. «Книги наши начинались со слов, - пишет Успенский, - И идоша за море к Варягам к Руси… и реша Руси Чудь, Славяне и Кривичи земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». «Придите княжить и владеть нами». Эта была точкой отчета – начала Российского Государства!
* * * Автор книги «История Византийской империи», русский историк Федор Иванович Успенский, к 1888 году написал речь. Доклад предназначался для Одесского Славянского Благотворительного Общества. Весь доклад пропитан одним вопросом – кто мы! Признаемся: тогда отмечали девятисотлетие крещение Руси, - и не знали происхождение своей Родины!
В середине столетия центром изучения истории славян становится город Москва. Еще в 1804 году здесь возникает «Общество Истории и Древности Российских». В 1811 году, при Московском университете учреждается «кафедра славянской словесности». (В 1835 году, кафедра: «истории и литературы славянских наречий».) Первый русский «славист» Калайдович пишет произведение под названием «Иоанн Экзарх Болгарский», которое, - как пишут, - «составило целую эпоху в развитии славяноведения». Следующим создателем славянского этноса стал Ю.И.Венелин, автор многих романтических трудов. Подобно немецким историкам-националистам того времени, приписал славянам какую-то особую историческую миссию и поднял их удельный вес в истории. Профессор О.Л.Вайнштейн дал оценку: «довольно впрочем фантастического, что скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, варяги и т. д. принадлежали к славянскому племени». Он же заметил: «Славянофильство, как направление общественной мысли, выросло на романтической философской основе». Ярким представителем «славянофильства» стал Д.И.Иловайский. Его публикации в прессе вели пропаганду в кругах молодых историков за принятие его версии, и все силы ученного были брошены против «норманнов». Его труды носят названия «Разыскания о начале Руси», «История России»…
* * * Н.А.Полевой пишет в письме Герцену: «…впрочем, если бы что открылось любопытное, пожалуйста, сообщите мне. Русская история сделалось моею страстью. Я охотно готов сообщить вам исторической пыли, сколько хотите».
В России творилось что-то невообразимое. Фонвизин, первый русский драматург написал следующее: «У нас в древности писцов было мало; из них отличился Нестор, писатель российской истории. Между сочинителями нынешнего века славен Ломоносов, творец лучших од на российском языке». Денис Иванович хорошо знал многие европейские языки, а свой родной не так хорошо. О своем обучении писал следующее: «Сему обязан я, если имею в российском языке некоторое знание. Ибо, читая церковные книги, ознакомился я с славянским языком, без чего российского языка и знать невозможно». Вспомним А.С.Пушкин:
…Мы любим муз, чужих игрушки,
Чужих наречий погремушки,
А не читаем книг своих.
Но где ж они? Давайте их.
Конечно: северные звуки
Ласкают мой привычный слух,
Их любит мой славянский дух,
Их музыкой сердечны муки
Усыплены… но дорожит
Одними звуками пиит.
Sclavinus
Примерно в это же время в Германии, один человек занимался лингвистикой, фольклором, историей религии и прочими науками. Его основной труд, это: «Памятники древностей немецкого права». Но знаменит он не этим. Его звали Яков Гримм. Да, один из братьев, которые прославились изданием сказок. Не довольствуюсь изучением проявлений «народного духа», в праве и языке, Яков Гримм идет в народ, собирать фольклорный материал – поговорки, пословицы, песни, легенды, мифы и саги. Только со времен Я.Гримма и под его влиянием историки усвоили мысль, что в саге заключено историческое зерно. От Гримма берет начало и то течение в истории культуры, которое стремится охватить развитие народа путем изучения его быта, нравов верований и суеверий… Появились его ученики. Генрих Риль, например: стал «основоположником немецкой культуры», русский-немец В.Даль, стал основоположником русской культуры…
Но вернемся в Россию. В 1870 году средняя научная партия мирит две стороны. Она утверждала, что первые русские князья имели скандинавские имена, и днепровские пороги, и не произвели никакого почти изменения ни в языке не в обычаях. Вывели следующее: - «пришлые из-за моря люди не были племенами или народами, а составляли сбродные дружины, набираемые отовсюду, и таким образом, дружины иноземного происхождения дали свое имя славянам, составившие Русское государство». Надо заметить, третья партия стояла за «скифское» начало. Появляются ученные, которые рассматривают тюркские элементы в средневековой восточной Европе. Создаются тюркские словари, словари наречий. Проводились сравнительные анализы. В 1854 году под редакцией И.И.Срезневского появляются «Материалы для сравнительного и объяснительного словаря и грамматики». Списки русских слов сходных со словами восточных языков интересуют И.Н.Березина, А.А.Бобровникова, В.В.Григорьева…
Если отвергнуть норманнское начало России, и стать славистом, то тут возникает вопрос – откуда взялись славяне. Откуда они берут свое начало? Ведь слово «славянин», - означает «славянин». Здесь нет ответа! До сих пор филологи чешут затылки.
* * * В латыни слово Slave (Sclavinus), это – раб. В английском языке слово Slave, – раб, работать. Во французском: Esclave – раб, невольник (Sale – грязный, неаккуратный). В немецком: Schwer, - тяжелый, трудный (Sklave – раб, невольник). Не заметить этого в западноевропейских словарях очень трудно. Людовика II в письме к Василию 871 г. писал: «… говоря о разрушенных наших городах, сколько народу из нашей славянской земли без всякой пощады забрано в плен, о чем и говорить нельзя без волнения».
Почетный академик В.О.Ключевский, в своем «Специальном курсе по истории России», писал следующее: «При завоевании некоторых племен целые массы пленников становились рабами. Ибн-Даст в немногих словах живо описывает это явление. Руссы, говорит он, производят набеги на славян (т. е. на славян восточных); подъезжая к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен и продают». О том, что славяне это невольники, - возможно знали многие… И в средневековье слово это имело свое значение. Но!.. В России детей учили иезуиты. Церковно-приходские школы и «Греко-латинские» академии были в их руках. И многие, не только русские ученные, но и западные были выпускниками этих иезуитских коллегиумов. В том числе и В.О.Ключевский. И многие другие. …Как же могла развиваться наука в Николаевской России? Где в университетах были «квартальные надзиратели». Цензура. «В условиях полицейско-бюрократической опеки и беспощадной расправы со всякой мало-мальски свободой мысли», в двадцатом веке писал профессор О.Л.Вайнштейн.
Научная работа Э.Гиббона «История упадка и разрушения Римской Империи», была известна многим в России, ее читали в оригинале. Книга вышла во второй половине восемнадцатого века, на русский язык переведена была только в конце XIX века. Вот что заметил англичанин, и написал: «Они расселялись на всем пространстве между Эвксинским Понттом и Адриатическим морем в качестве пленников или подданных, союзников или врагов Греческой империи, а их общему названию славян, происходившему от славы, случайность или злоба придала значение рабства». Даже выделил курсивом… Цензура, это не российское изобретение, она была и будет. Это – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. От латыни Censura (надзор), или Censere (оценивать, высказывать мнение). Но слово полностью тюркского происхождения. От слов «soruy» (расспрашивать) и «zina» (блуд, прелюбодеяние). В России первый цензурный устав, «Противных Законам Божиим и Гражданским», появился 9 июля 1804 года.
В России, она укрепилась во времена Петра I. В 1721 году, утверждается устав Духовного Коллегиума. Где говорится следующее: если кто богословское письмо сочинит, не печатать, но презентовать в Коллегиум, который должен рассмотреть, - «нет ли какового в письме оном погрешения, учению православному противного». Если кто ослушался, то показать указ Великого Государя… «под страхом жестокого ответа и беспощадного штрафования».
* * * В 1714 году во Франции, на заседании Академии наук с докладом выступил Николай Фрере. Который, по словам Тьерри «величайший историк Франции». На заседании «он доказал, что франки – это германские племена и что слово франк ничего общего не имеет с французским словом «franc» - свободный, а происходит от латинского корня ferox – дикий, необузданный». И этого было достаточно для «величайшего историка» чтобы угадить в Бастилию. Бастилия была заполнена неугодными. …Во времена Людовика XIV, «королевского историографа» Франции Эд де Мезерэ, лишили пенсии, за то что «он отказался исправить в своей работе места, не нравившиеся королю». И Людовик «поручил написать историю своего царствования итальянцу – аббату Прими». Который тоже не удовлетворил своего «высокого заказчика». И был посажен в Бастилию.
Вопрос «этимологии национального имени русских» по сей день весит в воздухе. Русский историк Федор Иванович Успенский, написал фундаментальный труд, рассказывающий историю Восточной Европы. Пожалуй его книга, никого не оставит равнодушным. Это исповедь человека любящего свою отчизну, и желающего донести древнюю историю до своего народа. В главе «Русь и Византия в конце X в.» он дает ответы для пытливого ума. Это разговор с самим собой, или с тем, кто откроет его книгу через сто лет, и кто когда-нибудь, возьмет на себя смелость домыслить. Успенский отметил: - «школы различаются принципиально противоположными выводами».
Тупиковая ситуация для русского человека, он не может разобраться… Если взять за основу славянское происхождение, то славяне - это племена живущие в IX-X веках на уровне первобытности, если взять норманнское происхождение, то - «норманны-варяги» во всех книгах, описаны черными красками… Откуда появилась мощное Государство? Вот вопрос!.. «Сами мы создавали свою историю или нет?», пишет Успенский. Этот щекотливый вопрос, задевает за живое. Великий ученный с сожалением написал, «Ни в Скандинавии, ни в других частях Европы и России не оказалось до сих пор племени или народа, который бы в IX в. назывался русью. По отношению к имени «Русь» установлен роковой пробел в древней этнографии». И вспомним опять А.С.Пушкина: «О русский глупый наш народ».
Крещение
Кипчаки, попавшие под власть «варягов» - стали жить в новой стране. Каганат стали называть Русью, а «каган» («хакан») переименовался в «князя». «Митрополит Иларион в похвальном слове Владимиру называет его каганом нашим земли». Но не все сразу,
* * * Слово «князь», как и многое другое в русском языке, не выяснено! Выводят его из древнегерманского: «kun-ing». Еще это праславянское слово «kъnеzь»… В чешском, польском, литовском языке: knez – священник. Вариантов очень много. Определение: - племенной вождь, возглавляющий орган военной демократии. Бестужев-Рюмин в своей книге в кавычках отметил: «… «от всякого княжья и от всех людей русской земли». Эти светлые бояре и эти князья (княжье – слово собирательное) и были мужи, сидевшие по городам». Древнетюркском: «kenesh» («кен(g)еш»), означает – совет. Поговорка гласит: - «при помощи совета человек вершит свои дела».
Столица нового государства город Киев, стал вторым логовом балтийских разбойников. «Матерью городов русских»! Норманны сперва переловили местных: кого делали рабами, кого просто продавали соседям. После начали посягать на святое, на город Константинополь. В армии «гребцов» было очень много рабов, также из рабов составлялись дружины и отряды. И стены столицы Византии задрожали «перед русскими полками». В церквах этого святого города начинают читать «акафист Богородице». Умоляя ее о спасении.
Князь Святослав, возможно, ставил перед собой цель сделать Греков данниками и подчинить себе, или наладить купеческие отношения по продаже рабов. В союзе с Булгарами он совершают первый поход. Взяв город Сардике-Средце в 986 году, они переходят за Балканы. Но мудрейшие умы Византийского двора, находят выход. Для империи, которая просуществовала тысячу лет, почти каждодневно решая европейские, и внутриполитические вопросы, проблема эта была рядовой. Разобраться с «юным народом» не составило особого труда. Многовековой опыт пришел на помощь… Своего врага надо усмирять руками другого! И они подкупили «печенегов». Печенеги разобрались с «юным народом». Выполнили обещанное. Святослав до того был храбр, что пришлось ему подарить им свой череп. Из которого, после, они черпали силы.
* * * Историк права Садри Максуди отметил: «Византийцы были поражены тем, что тюркский посол обладал ясным видением обстановки, смелостью, необходимой для твердого, без обиняков и изощрений изложения цели. Ведь сами они не мыслили ведения политических дел без хитрости и интриг».
«Она медленно шла к своей цели и без оружия достигла того, что Русь принесла ей повинную голову, и поступилась своими широкими политическими притязаниями», - отметил историк. Надо признать: многовековая культура греков устала быть культурой! Превратилась в орудие. Как заметил Людвиг-Август Шлецер: «жалким константинопольским правительством». «Уж не в том ли вся тайна дипломатии византийской – подкупать и вооружать один варварский народ против другого и строить свое благо на погибели слабейших?» - пишет Успенский. Для греков, решать споры силой не представлялось возможным. Варваров не победить! А вот сила «слово»!..
Византия имела огромный опыт дворцовых переворотов. Шпионаж, подкуп соседей монархов, травля их, присвоение чужого, - было в крови второго Рима. И борьба с пиратством была ей по плечу. Точнее, европейскую болезнь, под названием «варяги», решили лечить совместно. С Римом.
* * * Отдельной строкой Успенский написал: «Вы догадываетесь, что я подхожу к вопросу о византийских влияниях на Россию» (отметил курсивом). «На событиях 988-989 гг. все еще лежит печать тайны… Потребовалась бы немалая доля воображения и поэтического чутья, чтобы облечь в реальные образа те указания и намеки, которые пробегают кое-где как тени».
Туман, под названием «византийские влияния на Россию», на мой взгляд, пожалуй, никогда не рассеется. И эти тени будут бегать всегда. Как и Великий Э.Гиббон, так и Великий Ф.И.Успенский не решился перешагнуть эту запретную черту. Сорвать «печать тайны». Видимо, настолько это серьезно, что лучше не затрагивать эту тему на страницах своих книг… Ф.И.Успенский изобразил реальные условия, но, арабским текстом. Арабский текст гласит: «И стало опасно положение царя Василия, и истощились его средства, и побудила его нужда послать к царю руссов, врагов своих чтобы просить у них помощи. И согласился он на это. И заключили они между собой договор о свойстве, и женился царь руссов на сестре царя Василия, поставив ему условием, чтобы крестился он и народ его, а они народ великий. И послал к нему царь Василий митрополитов, и они окрестили царя и его народа, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране руссов». Сегодня, - это известно каждому! Неизвестно другое…
Сестры Василия и Константина приносятся в жертвы: одну выдают за Оттона, другую за скандинава Вальдемара (Владимира). По некоторым предположениями, она была рождена от болгарина, то есть она была тюркских кровей. И женой для правителя руссов, она как раз подходила, поскольку подданные князя были этническими тюрками. В условии было сказано: «крестился он и народ его, а они народ великий». Кипчаки приняли гречанку: она рода болгарского. И Христианская Вера пустила корни.
Гиббон отметил: «Чтобы подкрепить свои притязания, он угрожал войной, (Владимир Автор) обещал принять христианство и предлагал могущественное содействие в борьбе с нарушившим внутренне спокойствие империи мятежником… греческая принцесса была вынуждена покинуть дворец своих предков и царствовать над варварским народом, живя в вечном изгнании на берегах Борисфена…». Российский историк Н.М.Карамзин написал; «Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но политика требовала сей жертвы…».
* * * В книге Э.Гиббона, есть интересное примечание касающееся молодоженов: «-Какое странное сочетание! Владимир и Анна принадлежат к числу святых русской церкви. Однако нам известны его пороки, а ее добродетели нам неизвестны». На самом деле, в чем их заслуги? К.Н.Бестужев-Рюмин намекнул: «Нет нужды прибавлять, что христианство было при Володимире распространено не по всей России и коснулось более или менее серьезно очень не многих…». Говорит ли это о том что вся страна, разом стала христианской?
После этой сделки, Владимир расторгает союз с булгарами, прекращает морские походы на Босфор и отказывается от Корсуна. «Так были укрощены, что обратились в послушное стадо овец. Русь стала теперь оберегать Византию от нападения зверей», - пишет историк. Киевлян, - южные соседи, - после принятия христианство, назвали – «Западные волки». Летописец Илларион и монах Иаков дали понять, что каноны крещения не были соблюдены, - «без той почти обязательной в подобных случаях обстановке», «Без всех сих притче ко Христу, токмо от благо смысла и разумения». То есть, произошло своего рода заочное крещение. Став по крещению Василием, русский князь строит в Киеве царьков в честь Богородицы. Летописец сообщает: «…помысли создать церковь Пресвятой Богородицы и послав приведе мастеры от грек…». Это были не помыслы, - построить церковь, - это обязательное условие. Хотя бы для того, чтобы сам крещенный мог туда ходить. В настоящий момент Владимир, является Святым Римской Католической церкви, под именем – Василии Равноапостольный.
После крещения, Владимир, следуя указаниям своих духовных учителей, начинает обустраивать свое государство по типу того, что было у Булгар сто лет назад. Одним из его духовных отцов был латинский папа, другим, византийский правитель. Тогда, когда делили Болгарский патриархат, удача улыбнулась Грекам. Сейчас уже папа не упустил своего. Первым делом, в честь, а точнее по указанию духовника он построил церковь в Киеве во имя «Святого Василия» и церковь «Богородицы» (десятинная). Пригласил византийских монахов. Затем, по монастырям ставятся настоятели, - «игумены» (предводительствующие).
* * * В турецком языке слово «егемен» означает – господствующий, суверенный. В греческом: предводительствующий, ведущий (Hegumenos). По-тюркски: «ег», - сгибать, наклонять. «Егмен», - заставлять сгибаться, наклоняться.
В Киеве открывают школы. Приступают к обучению детей высшего сословия. Как пишет летопись: матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых. Другой летописец пишет, тем он дает понять, какой была речь у киевлян: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых». Не хочет ли он сказать «гуннских»… Когда возникло слово «Украина» - неизвестно. Это ещё одна головная боль русской истории. Во времена Владимира, государство его так не называли, это точно.
Предположительно слово появилось в четырнадцатом веке. С воссоединения Польши и Литвы. С образованием «Речьпосполита». Когда шляхта ограничила владения католической церкви на восточных рубежах. Назвали краем, или у края. Тюркским словом «qidiy», - край, граница, берег.
* * * По-татарски, как и по-русски будет край (край, граница). Н.Костомаров отметил: «в начале XVI века являются староства: Черкесское и Каневское… Самая страна, занимаемая этими староствами, названа «Украиной»; название это переходит на все пространство до Днестра… распространяется и на Киевскую землю, и на левый берег Днепра».
Достигши звания «мудрого»
Князь Владимир умирает в 1015 году в селе Берестов. Продолжателем славных дел становится его сын, по имени Ярослав. В 1037 году Ярослав заложил город, заложил и церковь святой Софии, митрополию, затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, монастырь святого Георгия и святой Ирины. «Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным». Такое твердит нам официальная историческая наука. Историк XIX века, в своей сноске пишет, «До сих пор в наших библиотеках можно видеть старые переводы с греческого, в которых нельзя добраться смысла». Вот и «книгописцев множество»!
Появились слова: «учить», «книжное учение» «училище»… Но, на мой взгляд, они изобретены чуть позднее... «Учить», - это достигать совершенства. Одно из значений древнетюркского слова «уч», это - вершина, фланг. Слово «ит», - делай, создавай. Здесь прослеживается выражение – «достигни вершины» («учила», «учельня»).
* * * Академик Б.Д.Греков писал: «Совершенно ясно, что «учение книжное» — это не обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось серьезное по тому времени образование. Грамоте обучали не в этой школе. Простая грамота была известна на Руси задолго до Владимира». В древнерусской письменности термин «школа» впервые встречается в 1382 году. Б.Д.Греков, М.Н.Тихомиров, Л.В.Черепнин, А.В.Арциховский, В.Л.Янин и другие историки, следуя общеевропейской традиции, ретроспективно распространили термин «школа» на учебные заведения Киевской Руси. Замечу! Русские «летописи» являются списками, то есть - списанные, переписанные. То, чем руководствуется современная наука это списки не ранние XV-XVI веков. С приходом христианства приходят и западные писари, которые сочиняют раннею историю Киевской Руси. Если бы, скажем, они были бы подлинниками, то золотой век русской поэзии… Продолжение »