Некоторые современные ученные считают, что сын Владимира Ярослав был от Рогнеды, отец которой пал от рук варяга Вальдемара. А Борис и Глеб были рождены от Византийской принцессы Анны. Но полтора века назад русский историк Н.Костомаров написал: «…более всех сыновей любил Бориса. Вместе со своим меньшим братом Глебом он в наших летописях называется сыном «болгарыни», а по другим, позднейшим известиям – сыном греческой царевны». Также: «Наши историки, желая сочетать эти известия, полагали, что царевна, отданная в замужество за Владимира Святого, была не родная, а двоюродная сестра греческих императоров, дочь болгарского царя Петра». Ранние источники повествуют о болгарском происхождении Анны! (Хотя болгарыня и греческая царевна, - это одно и тоже.) Очередная недосказанная мысль науки!..
Через четыре года после смерти отца, Ярослав утверждается на великокняжеский престол, и им закладывается город – «Ярослав». «Парадную сторону «города Ярослава» украшали Золотые ворота, через которые проходил главный въезд до Софийского храма. Ворота с ярусами, бойницами, боевыми площадками и надвратной церковью Благовещения («чтобы благие вести шли в град») подымались в высоту на тридцати метров. Верх церкви был позолочен, поэтому, как считают исследователи, ворота были названы Золотыми. Подступы к ним пересекал ров с перекидным подъемным мостом. Через ворота выезжали иностранные послы, выступали в боевые походы княжеские дружины, возвращались с поля боя храбрые воины. Ворота являлись символом непобедимости и политической независимости Киева». По сути, это копирование Римской Империй. Где в античности народ приветствовал возвращающегося с войны Цезаря или Императора. Через Арки или Ампиры.
* * * Сказано правильно, «верх церкви был позолочен». Русское слово «золото», «золотить», происходит от тюркского «joltrat», - заставить блестеть («joldruq» - блестящее, сверкающее).
Где крестился Ярослав, - это неизвестно русской исторической науке. Но известно, что по крещению он получил имя Георгий. Женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа Скотконунга. По крещению получившая имя Ирина. Заложил монастырь святого Георгия и святой Ирины. Ярослав устраивает учебные заведения: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное». «Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам». Киевский храм Софии, - главное сооружение Ярослава Мудрого. Резиденция русских митрополитов, центр русского просвещения, сосредоточение политической и культурной жизни Руси. Согласно Лаврентьевской летописи строительство каменного храма было завершено в 1037 году. «По величине и красоте оформления храм не имел себе равных в Европе, кроме собора Софии в Византии».
Храм являлся главным общественным сооружением города. «Здесь принимали иностранных послов, в прихрамовых помещениях работала дворцовая школа». Не в Киево-Печерском монастыре, а в Софии, при митрополии, как убедительно доказал Д.С.Лихачев, возникло древнерусское летописание в виде «Сказания о распространении христианства на Руси». Здесь произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати» - Иларион.
* * * Разберем этимологию. Слово «софия» в греческом языке означает – мастерство, знание. Связывают это, «с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей…». Тут своя тонкая греческая философия. Дальше: «премудрость божья», «олицетворенная мудрость бога»… Считается что, христианская святая, мать Веры, Надежды, Любви во II веке, носила имя София Римская. Все то оно так. Но слово это выведено из тюркского языка. Где корень «saf», - означает - чистый, без примеси, приятный или наивный («safa» - радость). Отсюда: «Софи», «Софый», «Сафьян», «Софлык», «Софиты», «Софист», «Софора» и многое другое. Первый храм, в честь «Святой Софии» в Европе, был воздвигнут в 537 году в Константинополе. В одиннадцатом веке на Руси возводятся храмы в ее честь. (В XIV веке болгарскую столицу Средец переименуют в Софию.) …И по какой причине Зоя Палеолог, внучка византийского императора Мануила II, по прибытию на Русь стала «Софьей»?
Киев становится центром варяжского просвещения, скапливая в себя обделенных судьбой европейских князей. Здесь, находят приют сыновья погибшего в 1016 году английского короля Эдуарда Железнобокого, Эдуард и Эдвин. Также здесь находят убежище викинги из Норвегии Магнус Добрый, Гаральд, сын ярла Брусы Ригвольда Улаф, сын шведского короля Стенкиля Инге. При дворе Ярослава находились венгерский королевич Андрей и его брат Левенте и многие другие. Вследствие различных политических ситуаций, юные претенденты на европейские столы стекались в Киев, здесь они знакомились с русской культурой, обычаями… Дети этих эмигрантов получали образование. Скандинавские саги и западноевропейские хроники сохранили известия о них.
Путь потомка
Слово «мудрый» в словарь русского языка, проникает из древнетюркского. Оно из древнего языка Алтая. Означает – желание, цель («mudar»). Есть и другое значение этого слова, оно религиозное (способы ритуального складывания рук). В арабском языке слова «мудир», «мударис», означает наставник, учитель. То-есть просветитель. В запоздно европейских словарях это слово тоже есть, например: moderate, moderne, modulus, mode… Но откуда это слово проникло в древнюю Русь? И почему русские назвали его арабским словом (учителем)?
Путь к «желаниям» и к «цели» у Ярослава, начинается со смерти сводных братьев. Бориса и Глеба. «Борис был умерщвлен на берегах Альты, Глеб на Днепре». Третьего брата, Святослава Древлянского, убийцы настигают в Карпатских горах. С варяжской силой он устанавливает свою власть в Новгороде. Созвал - «зачинщиков заговора под видом угощения и приказал перебить». И созревает план захвата города Киева. И, «Ярослав явился в первый раз в истории мятежным сыном против отца». В 1016 году с новгородцами, которым были обещаны льготы, и с войском норвега Эймунда, Ярослав идет на Киев - на Святополка. Бой на озере Любич заканчивается в пользу Новгородцев. Потерпевший поражение «Святополк бежал в Польшу к своему тестю Болеславу».
Варяги, ставшие христианами и овладевшие землями кипчаков, теперь делили трон. Стали христианами, но не понимали что это такое. Если раньше у киевлян, правитель назначался сверху, его выбирало «небо» («куг», «ордан»), то теперь, Византийские адаты диктовали новое. Европейская манера постепенно проникало на восток. Вторая битва была не за горами. Поляк Болеслав Храбрый не упустил случая. Со своим зятем двинулся на Киев. Ярослав встретил его на реке Буг. Исход сражения решает одна лишь фраза, выпущенная из уст киевской воеводы Буды: - «вот мы тебе проколем черево твое толстое». И, - была задета честь князя Польского…
* * * Л.Н.Гумилев сделал любопытное наблюдение, он пишет: «Во-первых, в настоящее время славяне – поляки и русские – практически не понимают друг друга, особенно если говорят быстро. А тогда языки были настолько близки, что брань, перелетевшая через реку, была понятна обеим сторонам». Высказывание Гумилева подтверждает тот факт, что тогда говорили без переводчиков. Но сегодня, почему-то славяне «не понимают друг друга».
Ярослав ели-ели спасся, он убежал «с четырьмя из своих людей в Новгород». Правление Болеслава Храброго в Киеве, не устроило Святополка. «Поляки начали обращаться с киевлянами, как господа с рабами». Зять поднимает восстание против тестя, что заставляет затем польского завоевателя, прихватив сестру Ярослава (Предславу) и уйти из города. В Киеве правителем остается Святополк. Опять начинается братоубийственная война. Как и в первый раз, Ярослав призвав варягов, наняв новгородцев, начинает второе вторжение на Киев. Святополк, выйдя из доверья киевлян оставшись один, но просит помощи у «печенегов»… Но сражение им проигрывается. Бежал «в пустыню между чехов и ляхов». Там и окончил свою жизнь. В истории, один из братьев стал Святым, другой остался - «окаянным»!
* * * «По скандинавским известиям, Святополк погиб в пределах Руси, убитый варягами. Память Святополка покрылась позором между потомками, и прозвище «Окаянного» осталось за ним в истории. Что за слово это, «Окаянный»? В древнетюркском языке слово «oq», означает - часть, доля по наследству; «jan» - угрожать, пугать. «Oqajan». Не отсюда ли это слово? Ведь братья делили отцовское наследство.